<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

Ц

Цаан (стада или выходящий, уходящий) (Мих 1.11)—один из городов удела Иудина (по-видимому, он же назван Ценан в Нав 15.37) (здесь игра слов: «не убежит уходящий», ср. Шафир).

Цаанним (Суд 4.11)—город или местность в уделе Неффалимовом в районе озера Мером (в Нав 19.33 назван Цананним).

Цаир (маленький) (4Ц 8.21)—один из идумейских городов.

Цалаф (Неем 3.30)—отец (предок) Хануна.

Цалмон (тенистый) (2Ц 23.28)—см. Илай.

Цананним (Нав 19.33)—см. Цаанним.

Цареда (3Ц 11.26)—город в районе впадения Иавока в Иордан (может быть, несколько севернее) (в Суд 7.22 назван Царера, в Нав 3.16; 3Ц 4.12; 7.46—Цартан, а во 2Пар 4.17—Цереда).

Царера (Суд 7.22)—см. Цареда.

царица Южная (Мф 12.42; Лк 11.31)—см. Сава.

царицы, упомянутые в Писании: Астинь, Есфирь, Гофолия, Кандакия, Южная.

царская долина (Быт 14.17; 2Ц 18.18)—или Шаве (ровная), некая долина (или просто ровное место), очевидно, восточнее Иерусалима (Кедронская?). (См. долины, Кедрон).

царские ворота (1Пар 9.18)—см. восточные ворота.

царские гробницы (2Пар 21.20; 24.25; 28.27)—почетное место захоронения иудейских царей, не отступавших от Бога (ср. 2Пар 24.16). Для Озии было сделано исключение (2Пар 26.23)—он был похоронен вблизи них (точное положение гробниц не известно).

царские точила (Зах 14.10)—были расположены, как можно предположить, на южной окраине Иерусалима (их упоминание в данном стихе завершает охват всего города).

царский водоем (Неем 2.14)—см. Силоам.

царский покос (Ам 7.1)—по-видимому, первая уборка урожая, из которой платилась подать царю.

царский путь (Чис 20.17; 21.22)—караванный путь, соединявший Аравию с Дамаском.

царский сад (4Ц 25.4; Иер 39.4; 52.7)—сад, находившийся, по-видимому, в южной части Иерусалима у крепости Сион.

Царств, книги 1-4—9-12я книги Ветхого Завета, основные исторические книги Священного Писания.

Первые две книги в оригинале и во всех других переводах называются 1 и 2 Самуила и до появления греческих переводов были одной книгой. В них излагается история израильского народа при Самуиле, Сауле и Давиде. Из 1Пар 29.29 полагают, что книги были написаны на основании записей Самуила, Гада и Нафана уже после разделения царств (1Ц 27.6) (были, по-видимому, и другие какие-то источники—см. например, 1Ц 1.18, но о них ничего не известно). В Новом Завете имеются упоминания некоторых мест из 1Ц и 2Ц (см. Деян 13.22; Евр 1.5).

3 и 4 Царств в оригинале и других переводах называются 1 и 2 Царей и повествуют об истории израильского народа от смерти Давида до захвата Иерусалима Навуходоносором. Судя по 4Ц 25.27 полагают, что эти две книги были написаны уже после пленения иудеев. В них часто упоминаются источники, к которым обращался автор: книга дел Соломоновых (3Ц 11.41), летописи царей иудейских (14 упоминаний), летописи царей израильских (17 упоминаний).

4Ц 18.15—20.19 совпадает с Ис 36—39, 4Ц 25—с Иер 52. Не известно, кто собрал эти материалы воедино. (См. Библия).

Царство Божие (Небесное)—царствование и владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказано в Ветхом Завете (Дан 2.44; 7.14), явлено в Иисусе Христе (Лк 1.33) и было основой Его учения (только в Евангелии от Матфея упоминается 50 раз), но оно не является эквивалентом церкви (см.), как думают некоторые. (См. также Мф 5.3,10; 6.33; 13.52; 21.31,43; Мк 9.1; 10.15,23; Лк 9.62; 16.16; 17.20-21; 18.29-30; Ин 3.3.5; 18.36; Деян 14.22; 1Кор 15.50).

Цартан (Нав 3.16; 3Ц 4.12; 7.46)—см. Цареда.

царь—это не только высшее должностное лицо какой-либо державы, но и предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, и самый большой собственник и т.д. (1Ц 8.11-20). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте—Молох) и к Богу—Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику—Христу.

На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий—падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных—затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие—от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания в Приложении 12, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. власть, год,б).

Цафнаф-панеах (Быт 41.45)—египетское имя, данное Иосифу фараоном. Как полагают, оно может означать следующее (хотя точно определить это невозможно): «Бог говорит, он жив», «спаситель мира», «пища живущим», «хлеб жизни», «тайный советник» (последнее—М.Лютер).

Цафон (в северном направлении или скрытый) (Нав 13.27)—один из пограничных городов удела Гадова в районе устья Иавока. (См. Севина).

Цевеон (Быт 36.14)—Евеянин (ст. 2), сын (потомок) Сеира Хорреянина, старейшина (в Быт 36.2,20,24,29; 1Пар 1.38 назван Цивеон). (См. Беэр,а, Евеи).

цевница (значение слова не известно) (Дан 3.5,7,10,15)—некий струнный музыкальный инструмент, напоминающий, как полагают, лиру в форме треугольника (в некоторых переводах—«духовой инструмент»). (См. музыкальные инструменты).

Цевоим—а) (газели) (Быт 10.19)—см. Севоим;

б) (гиена) (1Ц 13.18; Неем 11.34)—город в уделе Вениаминовом и долина, простирающаяся от него до Иерихона. (См. долины).

Цедад (Чис 34.8; Иез 47.15)—земля или горная местность на северной границе Ханаанской земли.

Цела (склон) (Нав 18.28; 2Ц 21.14)—аналог. Аввим.

Целек (2Ц 23.37; 1Пар 11.39)—Аммонитянин, один из главных воинов Давида.

целование—см. поцелуй.

целомудрие (1Тим 2.9,15; 3.2; 2Тим 1.7; Тит 1.8; 2.2,5,6,12)—в оригинале означает: строгость, самодисциплина, неповрежденность.

Целцах (1Ц 10.2)—город на границе удела Вениаминова.

Цемараим—а) (Нав 18.22)—аналог. Аввим;

б) (2Пар 13.4)—одна из гор в уделе Ефремовом.

Цемарей (Быт 10.18; 1Пар 1.16)—один из сыновей (потомков) Ханаана и народ, населявший землю на севере Палестины. (См. народы древней Палестины).

Ценан (Нав 15.37)—аналог. Адифаим. (См. Цаан).

цепочки (Ис 3.18)—брякающие украшения на ногах. (См. украшения).

Цер (скала) (Нав 19.35)—аналог. Адама,а.

Цереда (2Пар 4.17)—см. Цареда.

Цереф (яркость) (1Пар 4.7)—аналог. Ефнан.

Цереф-Шахар (Нав 13.19)—один из городов удела Рувимова (положение не известно).

Цери (1Пар 25.3)—см. Ицрий.

Церковь (греч. «экклезия»—собрание, общество созванных)—всемирная христианская организация.

В русской Библии имеется два написания этого слова: «Церковь» и «церковь», при этом авторы перевода нигде не пояснили, какой смысл они вкладывали в это различие, в связи с чем возникли ошибки и даже двусмысленности. Так в 1Кор 15.9 написано: «гнал церковь Божию», а в Гал 1.13: «гнал Церковь Божию» (в Флп 3.6: «гонитель Церкви Божией»). В Деян 9.31 и Гал 1.22 слово «Церковь» стоит в начале предложения и непонятно, какое слово здесь должно быть. В некоторых изданиях Библии каждый отдельный стих пишется с новой строки и поэтому в 1Кор 1.2 в таких изданиях в начале строки стоит слово «Церковь», хотя в изданиях со сплошными текстами—«церковь», потому что находится в середине предложения. Читающему в данном случае нет дела до правил написания слов в начале строки, ему нужно знать точное значение слова. В русской Библии слова «Церковь» и «церковь» встречаются 110 раз, при этом даже однажды в Ветхом Завете (Зах 11.13).

В Библии есть и другие подобные пары слов (Бог-бог, Гера-гера, Год-год, Дух-дух, Ефа-ефа, Отец-отец, Писание-писание, Псалтирь-псалтирь, Сила-сила, Слово-слово, Сын-сын), но в их случае никаких трудностей понимания нет.

Можно предположить, что переводчики Библии словом «Церковь» (с заглавной буквы) назвали некое идеальное собрание истинных верующих во всех местах (Мф 16.18; Деян 2.47; 20.28; 1Кор 12.28; Галл 1.13; Еф 1.22; 3.10,21; 5.23-25,27,29,32; Флп 3.6; Кол 1.18,24; 1Тим 3.15), а словом «церковь»—все поместные общины. Но такое разделение следует считать неудачным, тем более, что его нет в других переводах. Да и сами переводчики допустили несколько ошибок: по их делению в Деян 8.3; 12.1; 1Кор 10.32; 11.22; 15.9; Евр 12.23 это слово нужно было бы написать с заглавной буквы, а не с маленькой, а в Иак 5.14 (ср. Деян 20.17); 1Тим 3.5; 5.16—наоборот, с маленькой. При этом в Деян 2.47; 1Пет 5.13; Евр 2.12 (ср. Пс 21.23); 12.23 этого слова в оригинале и других переводах вообще нет, оно появляется только в русской Библии.

Всего в двух местах во всех Евангелиях в словах Господа встречаются слова «Церковь» и «церковь» (Мф 16.18 и 18.17). Но ведь во время земного служения Спасителя церквей ещё не было (не было ещё и собраний верующих)! Он, конечно же, употребил здесь какое-то другое слово, возможно, слово «братство», имея в виду только Своих Апостолов и других ближайших учеников, ходивших постоянно с Ним, из которых позже и был избран двенадцатый Апостол вместо Иуды. Таких учеников могло быть до 120 (Деян 1.16).

В первые дни и месяцы по воскресении и вознесении Христа начали возникать первые общины (собрания) уверовавших иудеев и живших среди них язычников (так называемых «прозелитов»). Это были удивительные собрания свободных возрожденных людей (Деян 2.44-45). Ни о каких церквах или приходах тогда ещё не было и речи, поэтому сам собой напрашивается вывод, что это слово было специально вложено в уста Спасителя церковниками в ходе собирания Библии (см.). Проверить это достоверно теперь невозможно, т.к. никаких оригиналов Евангелий до нас не дошло, только копии с копий, да цитирования в трудах «отцов церкви», при этом самые ранние из них датируются 4 в., а некоторые и вовсе 6-10 вв. Не будем забывать, что 4 в.–это век признания христианства римскими императорами и дальнейшего провозглашения его официальной государственной религией, принадлежность к которой была сделана для всех обязательной. Отношение к ней и ко всем её делам стало подобострастным. Без сомнения, этим как раз и объясняется тот факт, что сохраненными оказываются только документы четвертого и более поздних веков. Ведь в государственном учреждении (церкви) хранение документов было налажено лучше, чем у частных лиц (отдельных верующих), да ещё в условиях жестоких гонений. Именно поэтому при собирании всех документов в одну книгу Библию многие записи и фрагменты книг претерпели определенное редактирование, может быть даже не казавшееся в то время переписчикам особенно кощунственным, но всегда намеренно «подкрепляющее» положение новой церкви.

Ап. Павел (см.) много потрудился в Иудее, Галилее, Самарии и других странах вплоть до Греции, проповедуя и создавая христианские общины, рукополагая им пресвитеров (Деян 14.23), создавая знакомую нам структуру современной церкви. Несомненно, многие его действия и слова были также «подредактированы» в угоду и для обоснования новой религии. С таким обоснованием официальная церковь и стала тем, чем она стала (см. ниже), в которой всё противоречит Слову Христа.

Важнейшей (а может быть даже единственной) задачей братства ближайших учеников Христа было возвестить Евангелие всему миру (см.). Только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это и это поручение они полностью выполнили (Мф 28.16,19-20; Лк 24.47-49; Ин 15.26-27; Деян 1.2,8; 5.13; 10.42; 1Кор 3.9; 4.9; 15.11; Еф 3.5; 1Фес 2.4).

Верующим по слову Апостолов, то есть возникающим общинам верующих, никогда не поручалась эта задача Апостолов по возвещению Евангелия, но только вера (Ин 6.29; 17.20; 1Пет 2.12; 2Пет 1.10; 3.14,17-18; 1Ин 1.3; Еф 6.18; Флп 1.27,29; 2.15-16; 1Фес 4.1-4,9,11-12; 2Фес 2.15; 3.4,6,12,14). В Лк 12.8; 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, говорится об исповедании веры, а не о проповедовании (ср. Еф 6.10-17 с Еф 6.18-20). Следовательно, эта задача по возвещению Евангелия не поручалась и позднейшей земной официальной церкви, точнее, теперь уже более чем 200-м различным «христианским» конфессиям, течениям, деноминациям и бесчисленным религиозным организациям. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер 23.21).

О рядовых верующих по слову Апостолов (Ин 17.20) Господь всегда говорил как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других и Он нигде не называл их Церковью. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже—и вся религиозная система) стали называть себя церковью, есть намеренная выдача искусственного за настоящее.

В день Пятидесятницы (см.) на Церковь (читай: на братство, на Апостолов только!—ср. Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они (только они, братство Христово) получили обещанную им силу. Это ещё раз подтверждает, что Церковью (в современных изданиях), а на самом деле «братством», Господь в Мф 16.18 назвал Своих ближайших учеников. Именно эта подтасовка (вместе с выдумкой о том, что первым папой был ап. Петр!) и используется теперь церковниками для обоснования выдающейся роли искусственно созданной всемирной религиозной организации под названием «церковь». Вряд ли является «упущением» Спасителя то, что Он ничего не сказал о структуре, устройстве и действиях такой огромной и важной организации – очевидно, Он ничего подобного и не планировал (всей этой помпезности, униформы, богатства, мощной мирской активности и всё такое прочее).

Церковь, если даже этим словом обозначить всех верующих во Христа во всех местах, как это привычно делается официальными богословами, уже к концу первого века не была едина и монолитна, как в первые дни и месяцы после вознесения Христа (см. ересь). В следующей статье подробно показано, как отдельные ячейки Дома Божия и Царствия Божия, в которых каждый почитает себя меньше других, превратились в набор современных церквей. Этот конгломерат церквей невозможно назвать единым телом Христа. Ведь никакое тело не может состоять из отделенных друг от друга членов, к тому же ещё и враждующих между собой. И уж совсем невозможно, зная историю церкви, считать её «столпом и утверждением истины». Таким образом, это не та церковь, которую врата ада не одолеют никогда. Очевидно, процветающая на земле церковь давно превратилась в противоположность того, за что себя выдает, и поэтому любому человеку в духовном смысле находиться внутри нее намного опаснее, чем снаружи (см. Вавилон).

церковь—в Новом Завете означает отдельную общину (собрание) верующих.

В настоящее время под этим словом понимается:

а) всемирно распространенная религиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных «христианских» конфессий, течений, деноминаций, руководимая профессиональной религиозной иерархией по типу других земных религий;

б) местная община верующих, приход, включенные в эту иерархическую систему как низшая её структурная единица, во главе которой стоит назначенное лицо, и для проведения служб которой имеется специальное здание или помещение (по типу мирских организаций и клубов);

в) само церковное здание или молитвенный дом, при этом в Зах 11.13; Мф 27.6 этим словом в русской Библии ошибочно назван Иерусалимский храм.

Христианство как мировая религия и христианская церковь возникли и развились начиная с 4 в. по РХ из подражания язычников благополучным и счастливым первым общинам верующих во Христа из иудеев и прозелитов. Описать это можно несколькими фразами, но понять и постигнуть наперекор мощнейшему стереотипу возможно далеко не всем.

«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15.24). Удивительно, но эти ясные и однозначные слова Спасителя, кажется, никто просто не понимает или не видит. В другом месте Он говорит Своим Апостолам: «...в Царстве Моем... сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22.30). Где же прочие язычники? Их совсем не видно в Его Царстве. Ап. Павел добавляет, что Христос пришел искупить (см.) подзаконных (Гал 4.5), то есть состоящих под властью Моисеева закона (см.), который является «детоводителем» ко Христу (Гал 3.24). Новый Завет был заключен только с домом Израилевым (Ис 42.6; Иер 31.31-34; Мф 26.28; Евр 8.8-13).

Все Апостолы были верными сынами своего народа, народа сынов Израиля, единственного из народов, избранного Богом, народа, который «живет отдельно, и между народами не числится» (Чис 23.9). Они всеми силами стремились донести до своих соплеменников, живших как в самой Иудее, так и в далеком рассеянии, важнейшую для них, счастливейшую, благую спасительную весть об обещанном Мессии, Который наконец пришел и совершил обещанное от века, возвещенное во всех Писаниях. Это же относится и к прозелитам, которые присоединялись к избранному народу и принимали закон. Итак, только свои.

Особняком стоят явные язычники, как семья Корнилия (Деян 10), который не имел никакого отношения к еврейскому народу, но уважал его и боялся Бога. Таким Бог Сам посылает Ангела Своего и предлагает выслушать Слово и принять Христа. Известно, что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3.9). Это Его воля. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6.44).

Избрание и призвание всегда проходит по длинному и трудному пути. Это относится как ко всему израильскому народу (это символ), так и к отдельной избранной личности (это воля Бога). И уж ничего в деле избрания не решает сам человек.

После потопа и Вавилонской башни в земле Сеннаар Бог более 300 лет не входил в контакт с людьми. Но вот, Он призвал верного Авраама (из потомков Сима) и приказал ему выйти из своего родства и идти в землю, которая будет ему указана. Здесь всё знаменательно (выйти из родства и покориться, поверить Богу). Дети Авраама прошли долгий и трудный путь до этой земли и в этом пути Господь не оставлял их никогда. Ничего подобного нельзя сказать ни про какой другой народ, однако узурпаторов Божией любви и присвоения себе избрания в мире всегда было много.

Наконец, когда пришла полнота времени, дети Авраама услышали благую весть и многие из них обратились (Деян 2.39). Понятие и ожидание Мессии было только у израильского народа. Ставши Христианами, они не перестали ходить в храм или в синагогу, но собирались также и отдельно (Деян 2.46). Это были счастливейшие люди, жизнь которых изменилась и за которыми внимательно наблюдали окружающие (Деян 2.47). Христианами становились только свои, по Писанию. И никакого значения не имеет то, что эти Писания теперь читает и научно изучает весь мир. Писались-то они для избранного народа.

Как известно, любое, даже самое значительное явление в жизни людей после мощного всплеска постепенно затухает или становится обыденным.

Описанное в книге «Деяния Апостолов» происходило в первые месяцы и годы после вознесения Христа в 29 г., но недолго длился чистый и счастливейший период, ибо уже к концу первого века по РХ в общины верующих вошли «волки в овечьей шкуре» (Деян 20.29), появились первые ереси и разделения, начали возникать и укрепляться первые зародыши современной церкви, присвоившей себе обетования, данные избранным.

Многим окружающим нравились первые Христиане и они, не вникая в суть дела, чтобы быть такими же счастливыми, стали копировать их внешние действия. Так появилось почитание формы, идола. Стали появляться совершенно произвольные общины из любых людей, называвших себя христианами. Активные люди стали «раскручивать», говоря современным языком, новое учение, привнося в него много мирского, взятого из прежних языческих верований, знакомого и понятного окружающим, то есть широким массам, обращаясь снова к современным терминам - потребителям нового «продукта». После официального признания христианства императором Константином в 313 г. начали строиться пышные здания, служители стали одеваться в разукрашенные одежды, присваивать себе разные звания. В общем, появилось всё то, что сегодня можно видеть в разросшейся до вселенских масштабов церкви. Люди сделали эту религию по своим понятиям и воле, понятной и принятой всеми окружающими, произвольно присвоили ей имя Христа, но о том, что в ней нет и не может быть Самого Христа, они не желают даже и задумываться, несмотря на всю очевидность происходящего. Собственно, это и не входит в их цели. Известно, что любая деятельность в мире имеет под собой коммерческую основу (см. дело). А коммерция с новой религией оказалась просто сказочной! Воистину: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф 7.13) и это совершенно слепые люди, ведомые ослепленными.

Малую группу верующих или даже отдельную семью (Рим 16.4; 1Кор 16.19) теперь церковью не называют. Монополия центральной власти не может допустить этого. Всякая, даже самая небольшая «церковь» уже при своем появлении считается частью общей организации, её представителем и должна пройти соответствующую регистрацию. Все современные церкви своей организационной структурой, формой и методами действий, а также в финансовом отношении и в вопросах служебного персонала, в точности повторяют окружающие их государственные и партийные учреждения. Это стоикий римский дух (см. Рим).

Земную церковь в настоящее время в основном представляют три главные «христианские» религиозные структуры: католическая церковь (насчитывающая 450 млн членов), протестантская (300 млн) и православная (150 млн), которые вместе с другими конфессиями и деноминациями теперь объединяют примерно треть населения земного шара. Каждая из этих церквей утверждает, что только она наивернейшим образом воспроизводит Христово учение, хотя с самого начала живет только своей собственной традицией, учениями своих «святых», служебными книгами, требниками, «служениями» по расписанию, обязательными обрядами, такой же обязательной пропагандой и воспитательной деятельностью, строгой финансовой и кадровой практикой и пр., и пр.

В любой современной церкви различаются две главные части:

а) строго организованная руководящая верхушка, состоящая из обучаемых профессионалов, часто в форме и при званиях, и

б) рядовые верующие (прихожане).

Часть а) строго поддерживает и сохраняет установленные традиции, «служения», обряды, праздники и т.д., ограждая себя (вплоть до гарантированного судебного преследования) от любого вмешательства или критики. Часть б), наученная и опекаемая частью а), ничего не понимает, Священного Писания не читает (не говоря уж об изучении), считая достаточным хождения в церковь, исполнения обрядов и подчинения традициям. Это убийственное свойство идолопоклонства: полагаться на руководителей, не задумываться, куда они ведут, забывать, что ответственность человека – личная! Впрочем ведь и задача церкви, как её понимают все, вполне земная: приличие и видимость благочестия.

Современное положение церкви и истинный характер её свидетельства невозможно понять без детального и критического изучения всей её истории, чего сейчас, по вполне понятным причинам, никто в церкви не делает.

Характерно отметить, что в Новом Завете нигде церковью не называется всеобщая организация, но только отдельные общины и группы верующих. И в этот ранний период Христианства характер этих первых церквей (которые иногда называют «апостольской церковью», кладя начало заблуждению и неверной терминологии) коренным образом отличается от характера современной церкви. Тогда—смертельная опасность от мира и враждебного окружения других верований, теперь—дружба, легальность и кооперирование с миром; тогда—чистота, искренность, истинная любовь друг к другу, теперь—самодовольство, казенная вежливость, участие во всех мирских делах. В тот ранний период ещё не было известных нам новозаветных писаний, а когда они начали появляться (60-100 гг.), они не были широко распространены передавались от общины к общине в отдельных экземплярах в виде писем (в дальнейшем – Посланий, Кол 4.16, см. Библия) или в пересказах. Христиане жили чистой верой, подкрепляемой наставлениями мудрых учителей и молитвой.

В среду первых верующих, конечно, очень скоро вошли разные человеческие пороки (Деян 5.1-2; 3Ин 9; 1Кор 5.1; 6.6-8), её начали терзать «волки в овечьей шкуре» снаружи и изнутри (Мф 7.15; Деян 20.29; 2Пет 2.1; 1Ин 4.1). Это обычное человеческое потребительское развитие любого нового процесса. Если он интересен и выгоден, значит будет успех–конечно, коммерческий (ибо основа любой нормальной человеческой деятельности есть коммерческая выгода)!

Апостолы Христовы при полном отсутствии новозаветных писаний (точнее—в процессе их появления), в трудностях и переживаниях возвестили благую весть во всем мире (см.). За это сами Апостолы и все первые Христиане подвергались жесточайшим гонениям. И это не историческая черта, а неизменное свойство истинной веры (а не религии—см. 2Тим 3.12).

Гонения на Христиан начались почти одновременно с возникновением Иерусалимской общины верующих (Деян 8.1; 12.1-3) и достигли наибольшего размаха при Нероне (54-68 гг.), который обвинил их в поджоге Рима в 64 г. Тысячи Христиан были тогда замучены, сожжены, растерзаны дикими зверями на аренах цирков. Ап. Павел был в это время вторично арестован (возможно, в Троаде, 2Тим 4.13), возвращен в Рим и казнен.

После смерти Нерона гонения несколько утихли, но при Домициане (81-96 гг.) они разгорелись с новой силой. Число казненных снова составляли тысячи. Ап. Иоанн, уже глубокий старец, был сослан на остров Патмос.

При Траяне (98-117 гг.) среди прочих был распят Симон, брат Иисуса, учитель и наставник Иерусалимской общины, а Игнатий—наставник антиохийской общины был брошен диким зверям.

Особенно свирепыми преследования были при Деции (249-251гг.) и Валериане (253-260 гг.), которые распространились по всем провинциям империи. Киприан писал: «Мир обезлюдел ...»

Диоклетиан (284-305 гг.) ввел систематическое, а не от случая к случаю, как раньше, преследование Христиан. За ними буквально охотились. Он поставил целью искоренить это название на земле. В римских катакомбах, протянувшихся на сотни километров под Римом, в которых пряталось огромное множество Христиан в течение всего древнего периода Христианства, найдено теперь до 7 млн могил.

Несмотря на жестокие преследования извне и суровую борьбу верующих с ересями в своей среде (а возможно и благодаря им) в эти первые века Христианство хранило чистоту, которой оно (вернее—позднейшее формальное «христианство») уже не имело во все последующие века.

В это время жили наиболее выдающиеся учителя или «отцы церкви», как они называются теперь в религиозной литературе.

Поликарп (69-156 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ Смирнской общины, сожжен заживо. Современная религиозная литература называет «епископами» учителей и наставников в первых общинах верующих, но пусть это не вводит в заблуждение читателя—они не были теми епископами, которые позже, после признания христианства официальной религией Римской империи, назначались из Рима.

Игнатий (67-110 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ антиохийской общины, увезен в Рим и брошен диким зверям.

Папий (70-155 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ Иерапольской общины, написал книгу «Объяснение бесед Господа», в которой собрал дополнительные свидетельства очевидцев о беседах Христа. Мученически погиб в Пергаме.

Иустин Мученик (100-167 гг.), родом из Сихема. Обратившись ко Христу, много путешествовал в одеянии философа, учился сам и старался многих обратить в истинную веру. Написал книгу «Защита христианства». Ему же принадлежит одно из самых ранних описаний собраний верующих: «В воскресенье собирались все. Читали из посланий и пророков сколько позволяло время. Старший (ведущий) говорил наставления и увещания. Затем все вставали и молились. Раздавали хлеб и вино. Дьяконы несли их отсутствующим. Каждый по достатку жертвовал на бедных и старший уделял из этого вдовам, сиротам, пришельцам и заключенным». Он мученически погиб в Риме. Заметим, что слово «дьяконы»—служители, помощники, введено здесь позднейшими переводчиками и в то время оно не имело современного, официального значения.

Ириней (130-200 гг.) из Смирны, ученик Поликарпа и Папия, епископ в Лионе. Известен своими книгами против гностицизма. Часто повторял: «Хорошо помню место, где сидел Поликарп, рассказывая о своих беседах с Иоанном обо всех делах и чудесах живого Слова, явившегося во плоти в точном соответствии со всеми Писаниями». Умер мученически.

Ориген (185-254 гг.), наиболее одаренный из ранних учителей, писатель, путешественник. В его книгах цитируется более двух третей всего содержания Нового Завета. Долгое время жил в Александрии, где был казнен его отец Леонид. Едва сам избежал казни при Максиме, но при Деции был заключен в темницу и замучен.

Тертуллиан (160-220 гг.) из Карфагена, юрист, язычник, после обращения самый выдающийся учитель римской церкви, пламенный защитник чистоты христианского учения, которому принадлежат слова: «Что общего у Иерусалима с Римом и у Церкви с Академией?»

Евсевий (264-340 гг.), епископ в Кесарии, «отец истории церкви», написавший несколько исторических книг, имел большое влияние на императора Константина.

Иоанн Златоуст (345-407 гг.) из Антиохии, непревзойденный оратор и проповедник, патриарх Константинопольский, реформатор начавшей сильно богатеть церкви, изгнан, умер в ссылке. Он жил уже в официальный период церкви и носил титул, дарованный ему императором.

Иероним (340-420 гг.), наиболее ученый из «отцов» римской церкви, перевел Библию на латинский язык (Вульгата).

Августин (354-430 гг.), епископ (теперь уже официальный) из Хиппо в северной Африке, писатель, основатель систематического богословия.

Наиболее известными и влиятельными противниками Христианства из ученых были Цельс (2 в.), философ, платоник и мистик, автор книги «Правдивое слово», критикующей христианское учение, которая не дошла до нас и известна лишь из книги Оригена «Против Цельса»; и Порфирий (233-304 гг.), философ, неоплатоник, автор объемного труда «Против христиан», сожженного в 448 г. (сохранились лишь фрагменты). Церковь уже начала действовать как полноправная государственная структура.

Ранний период Христианства характеризуется отсутствием знакомой нам организационной структуры. Специальных помещений для собраний или «богослужений» не было. Церковью (если употреблять это современное слово) являлось общество учеников (последователей) Христа, имевших по местам своих пресвитеров (старейшин) и епископов (блюстителей, наставников), вокруг которых они собирались для молитв, наставлений, преломления хлеба (совместной трапезы), и которые при необходимости шли за общину на смерть. Жила такая община в среде множества других верований, почти повсеместно—в окружении злобы и нападок. Такая церковь (община) вполне могла быть названа одним телом (1Кор 12). Вера и чистота жизни первых Христиан теперь представляются недосягаемыми и непостижимыми!

Но при императоре Константине (303-337 гг.) отношение к Христианству резко изменилось, потому что он сам стал «христианином». Рассказывают, это случилось так. Накануне решающей битвы недалеко от Рима 27 октября 312 г. на закате солнца он увидел ясное видение в виде креста и надпись: «Сим победишь» (или что-то вроде этого). Немедленно решив сражаться под «христианским» знаменем, он одержал полную победу. После этого Константин объявил себя «христианином». В 313 г. им был издан эдикт, по которому всякому разрешалось исповедовать ту религию, которую он сам изберет, но христианам он начал давать преимущества при назначении на государственные должности, освобождал их от налогов и службы в армии и т.д. Поскольку римская аристократия не соглашалась окончательно оставить свои языческие верования, он в 325 г. решил перенести столицу в город Византий, переименованный в 330 г. в Константинополь, который он хотел сделать столицей новой «христианской империи». (Теперь мы будем писать слово «христианский» с маленькой буквы!)

По его приказу были изготовлены 50 больших Библий под наблюдением Евсевия, из которых, три дошли до наших дней (кодексы Александрийский, Синайский и Ватиканский). Никто не может теперь поручиться, насколько точно эти Библии передавали содержание Евангелий и Посланий Апостолов, которые до этого более двух веков передавались изустно или переписывались случайными людьми по предыдущим чьим-то записям (см. Библия, Павел Апостол).

Специальным указом седьмой день недели (по-русски «воскресенье») был объявлен днем отдыха. Хотя первое церковное здание было построено ещё при императоре Севере (222-235 гг.), при Константине они стали появляться повсеместно. При нем были запрещены: рабство, гладиаторские бои, убийство нежелательных детей и распятие как вид казни. Широкие массы стали воспринимать христианство как новую «прогрессивную» религию и мораль.

Но император Феодосий (378-398 гг.) нанес окончательный и смертельный удар всему тому, что ещё оставалось чистого в новом христианстве. От этого удара оно не оправилось и доныне. Он одним махом похоронил всё доброе, сделанное Константином. Специальным указом при Феодосии христианство было сделано государственной религией, а обращение всех в христианство—обязательным. Более того, все другие религии были «запрещены» и толпы новых «христиан» начали громить старые языческие храмы.

Став государственной, церковь и христианство совершенно преобразились. Римский дух всё подчинил себе. Появились священники (по примеру бывшего Иерусалимского храма и храмов языческих божеств). Епископы и пресвитеры из старейшин и наставников превратились в религиозных чиновников, назначаемых теперь «сверху» (а не свыше, как раньше) и подотчетных высшим властям. Богато украшенные храмы, театрализованные «богослужения», пышные наряды и приемы затмили всё виденное раньше при дворе, а церковная иерархия стала соперничать с императорской. Император Лев 1 (440-461гг.) запретил священникам жениться и это положение («целибат») сохраняется в католической церкви доныне.

Готы, вандалы и гунны, наводнившие Римскую империю, массами обращались в христианство, но «обращение» это, конечно, было формальным и приводило лишь к смешению старого язычества с новым христианством. Этот синтез создал и укрепил современную церковь.

Вместе с наплывом «обращенных», но не возрожденных варваров, в христианские обычаи и обряды вошло много языческого: поклонение мертвым (святым и мощам), поклонение деве Марии и предметам (кресту и иконам), церковные «таинства» и исповедь. От культа бога-солнца пришли нимбы вокруг голов «святых» на их изображениях, выбритый круг на затылке римских священников (тонзура) и мелкие круглые хлебцы (просфоры). Даже праздник рождения этого бога-солнца был преобразован в Рождество Христово, до сих пор с великим веселеем отмечаемое во всем мире. Святые предметы, святая вода, посты по расписанию, эпитимии (самонаказания), заученные молитвы на всякий случай и т.д. и т.п. были заимствованы из язычества безо всякого изменения. Только совершенно слепые люди не могут видеть и понимать этого, но кто видит, тот ужасается, как силен сатана!

Римская империя была всегда терпима к всевозможным религиям, наполнявшим ее, но она требовала, чтобы они были ей лояльны. Разумеется, новая государственная религия не должна была быть противницей имперского духа и она очень скоро покорилась ему. Так началось пленение христианской церкви (вернее того, что теперь называлось этим словом) Римской империей, дух которой вполне пронизал её и она оказалась совершенно приземленной. Она стала навсегда одной из земных религий, правда, одной из самых преуспевающих!

Многие верующие, видя разложение и упадок (то есть богатство и самовозвеличение) церкви, бежали в пустыни, в уединенные места. Так возникло монашество.

Первым монахом был Антоний (250-350 гг.) из Египта, за которым вскоре последовали многие другие из Малой Азии и Европы. Вначале монахи жили поодиночке, но потом стали селиться вместе. Появились монастыри со своими правилами, уставами, иерархией, и когда они стали богатеть, их жизнь стала отмечаться аморальностью и хищничеством. Постепенно они вошли в официальную церковную структуру. И этот процесс прошел всё по тому же человеческому кругу–от чистого к нечистому.

Первый «папа римский» появился в 6 в. Утверждение, что ап. Петр был первым епископом в Риме, не имеет никаких оснований (см. Лин). Хотя после Константина церковь стала организацией, получившей возможность влиять на ход государственных и политических дел, римский епископ вначале в связи с этим никак не выделялся. В 4 в. епископы пяти главных центров империи—Рима, Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии были провозглашены патриархами с равными полномочиями, но после раскола империи в 395 г. соперничество между римским и константинопольским патриархами за влияние на весь «христианский мир» стало заметным.

Иннокентий 1 (402-417 гг.) притязал на роль главы всей церкви и настаивал на своем праве руководить жизнью других общин (церквей). Примерно в это время появилась книга Августина «Город Божий», в которой он рисовал соединенное, духовное христианское царство на земле. Но влияние этой книги оказалось противоположным. Усилилось стремление подчинить все церкви одному руководству (конечно, римскому). Тогда земная церковь стала и формально превращаться в церковную римскую империю.

Лев 1 (440-461гг.) считается уже папой. В 445 г. он получил от императора Валентина соответствующее официальное признание. Неподчинение себе он объявил грехом и ввел смертную казнь за ересь.

В 476 г. Рим пал и западная часть империи теперь представляла раздробленные мелкие царства, среди которых фигура папы стала заметно выделяться. Он имел реальную власть над церквами Италии, Испании, Франции и Англии. Под владычеством папы оказались земли, а затем и армия.

В 7 в. возник ислам. Его распространение было подобно пожару в сухой степи. Войска мусульман проникли в Испанию и на Балканы. Была очень большая опасность, что они захватят всю Европу, но в битве под Турсом (во Франции) в 732 г. их войска были наголову разбиты и захват Европы прекратился.

Папа Лев 3 (795-816 гг.) под покровительством Карла Великого, короля Франции, официально образовал «священную римскую империю» (которую через 1000 лет—в 1806 г. «отменил» Наполеон).

Папа Николай 1 (858-867 гг.) был первым, который носил корону. Он издал декрет об отлучении патриарха константинопольского Фотия, который в свою очередь отлучил его.

Период от Николая 1 до Льва 9 (продолжительностью около 200 лет) называется в истории «полночью в темном царстве».

В церкви (во всей структуре, далеко не только в папской резиденции или в среде высших церковных чинов) воцарились подкуп, насилие, разврат.

У папы Сергея 3 (904-911 гг.) была любовница Марозия. Она со своей матерью и сестрой превратила папский дворец в притон. Следующие папы поставлялись по их воле и страстям. Папу Иоанна 10 (914-928 гг.) Марозия самолично задушила и возвела на папский престол Льва 6 (928-929 гг.). За ним последовал Стефан 7 (929-931 гг.), затем—Иоанн 11 (931-936 гг.), который был её сыном. Следующие четыре папы также были её сыновьями. Её внук, папа Иоанн 12 (955-963 гг.) был повинен во всех возможных преступлениях и наконец был убит разъяренным мужем в момент прелюбодеяния с его женой.

Папа Бонифаций 7 (984-985 гг.) убил папу Иоанна 14 (983-984 гг.) и купил свое папство за украденные деньги. Епископ Орлеанский, говоря об Иоанне 12, Льве 3 и Бонифации 7, называл их «чудовищами и преступниками, погрязшими в злодеяниях, антихристами, сидящими в храме».

С папы Бенедикта 8 (1012-1024 гг.) папство начали официально покупать.

Папа Бенедикт 9 (1033-1045 гг.) был посажен на папство за деньги родителей в возрасте 12 лет. Он впоследствии настолько погряз в преступлениях и разврате, что народ выгнал его из Рима.

Несмотря на продолжающуюся вражду двух центров—Рима и Константинополя за власть и ужасающее разложение Рима, церковь оставалась внешне (организационно) единой и все первые соборы были общими. Всего соборов было семь:

1. в 325 г. в Никее (арианство, символ веры),

2. в 381 г. в Константинополе (арианство, Троица),

3. в 431 г. в Ефесе (несторианство),

4. в 451 в Халкидоне (монофизитство, отмена решений «разбойничьего» собора монофизитов в 449 г. в Ефесе),

5. в 553 г. в Константинополе (монофизитство),

6. в 680 г. в Константинополе (монофелитство),

7. в 787 г. в Никее (иконоборчество, узаконение поклонения иконам).

На соборе в 869 г. в Константинополе произошел раскол, поэтому православная церковь до сих пор признает только предыдущие семь соборов. В дальнейшем соборы проходили отдельно. Однако окончательное официальное разделение церквей произошло только в 1054 г.

С тех пор восточное крыло церкви («православное»), пронизанное больше мистическим и созерцательным духом, играло очень пассивную роль в мировой истории, в то время как западное («католическое», то есть всемирное), пронизанное завоевательным и учительным духом, играло весьма активную роль.

Начиная с папы Григория 7 (1073-1085 гг.) возникло стремление очистить папство от коррупции и покупки практически всех постов епископов и священников. В то же время продолжалась упорная борьба папского престола с европейскими императорами за власть друг над другом.

Папа Урбан 2 (1088-1099 гг.) организовал первый крестовый поход для освобождения Святой земли и Иерусалима от мусульман. Всего крестовых походов было семь:

1. 1095-1099 гг. (захват Иерусалима),

2. 1147-1149 гг. (задержал падение Иерусалима),

3. 1189-1191 гг. (не достиг Иерусалима),

4. 1201-1204 гг. (захват и разграбление Константинополя),

5. 1228-1229 гг. (захват Иерусалима),

6. 1248-1254 гг. (неудачный),

7. 1270-1272 гг. (сошел на нет).

Папа Иннокентий 3 (1198-1216 гг.) считается одним из самых могущественных пап. Его воле подчинялись практически все европейские монархи. Он объявил себя «наместником (викарием) Христа», высшей властью в церкви и в мире. Впервые ввел понятие «папской непогрешимости», которое не отменено (!) и до сих пор. Запретил мирянам читать Библию. Учредил инквизицию. Организовал избиение еретиков. По количеству пролитой крови его считали зверем, воскресшим Нероном.

Инквизиция была одним из самых страшных деяний папства. Во имя Христа и под руководством «викариев Христа» за 500 лет были замучены, убиты, сожжены десятки тысяч невинных людей во всех странах Европы.

Папа Бонифаций 8 (1294-1303 гг.) своей буллой провозгласил, что «спасение невозможно без полного подчинения папе римскому». Данте, посетивший Ватикан в это время, назвал его «самой низкой частью ада».

В отместку за ужасное избиение альбигойцев, Филипп, король Франции, в 1305 г. перенес папскую резиденцию в Авиньон, где она находилась до 1377 г. После возвращения резиденции в Рим ещё 40 лет (до 1417 г.) было одновременно два папы—в Риме и в Авиньоне, где они продолжали избирать сами себя.

Папа Иоанн 23 (1410-1415 гг.) ещё кардиналом в Болонье имел на счету 200 соблазненных женщин, а став папой (купив этот титул), он продолжал насиловать девиц и монахинь, открыто продавал должности кардиналов и отвергал будущую жизнь.

Папа Пий 2 (1458-1464 гг.) проповедовал способы соблазнения женщин, а молодым людям рекомендовал (и даже готов был демонстрировать) способы самоудовлетворения.

Папа Павел 2 (1464-1471 гг.) наполнил свой дом наложницами.

Папа Секст 4 (1471-1484 гг.) впервые провозгласил искупление от чистилища с помощью денег. Был замешан в убийстве Лоренцо Медичи. Назначил восемь своих племянников кардиналами ещё в детском возрасте. Богатством превосходил самые знатные семьи Рима.

Папа Иннокентий 8 (1484-1492 гг.) имел 16 незаконных детей (хотя целибат оставался неукоснительным требованием для католических священников).

Папа Юлиус 2 (1503-1513 гг.) самолично командовал армиями в нескольких походах. Ввел индульгенции. В его правление М.Лютер посетил Ватикан и был испуган тем, что там увидел.

Папа Лев 10 (1513-1521 гг.), при котором начался процесс Реформации, был назначен архиепископом в 8 лет и кардиналом—в 13 лет. Позже он имел ещё 27 различных церковных должностей, которые давали ему огромные доходы.

В середине 16 в. был изобретен и организован орден иезуитов—ещё более страшный орган папской власти, чем инквизиция. Его целью было, используя любые средства, подавлять и подчинять папской воле всякого, от простолюдина до короля. Его задачей было, работать над душами. Возник этот орден как противодействие Реформации. Его дух и методы (в основном тайные), вскоре прочно вошли в образ мышления и действия других мирских организаций, партий, правительств. Иезуитство является достойным выражением характера этого последнего времени и всех его организаций.

Папа Клемент 11 (1700-1721 гг.) снова издал указ о запрещении чтения Библии. «Непогрешимые» Клемент 13 (1758-1769 гг.) и Клемент 14 (1769-1774 гг.) запретили навсегда орден иезуитов, а «непогрешимые» Пий 6 (1775-1799 гг.) и Пий 7 (1800-1820 гг.) снова восстановили этот орден и снова запретили чтение Библии. Папа Лев 12 (1821-1829 гг.) проклял все религиозные свободы, Библейские общества и всякие переводы Библии (папа Григорий 9 запрещал даже владение Библией). Папа Пий 9 (1846-1878 гг.) проклял отделение церкви от государства.

Папство, став политической силой и стремясь всё в мире подчинить себе, не могло не вызвать широкую оппозицию уже в средние века, которую оно всегда называло ересью, с которой вело жестокую борьбу.

Альбигойцы, вальденсы (целые народные течения), Джон Виклиф, Ян Гус, Саванарола (отдельные выдающиеся личности) задолго до Реформации боролись против засилия папства в жизни общин и в самом мышлении верующих. Анабаптисты—отдельные группы христиан под разными названиями, но всегда отвергавшие крещение детей, церковную иерархию, формальные обряды, запрещение читать и изучать Библию и т.п., появлялись ещё в средние века, но историческим началом Реформации является 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер, католический священник из Виттенберга, вывесил на двери своего костела знаменитые 95 тезисов, направленные в основном против индульгенций. Ещё будучи преподавателем в Виттенбергском университете, который он сам окончил, М.Лютер начал читать проповеди, предназначенные для изучения Священного Писания, на которые стекались толпы слушающих. (Заметим, что позже активные самозванные «проповедники» стали называть проповедь «возвещением благой вести», «евангелизацией» и т.п., возводя себя, следовательно, в сан «апостолов» и кладя начало ещё одной лжи.) Теперь же М.Лютер пошел на открытый разрыв с папством. Папа Лев 10 отлучил его и грозил смертью, но М.Лютер публично сжег его буллу 10 декабря 1520 г. В 1521 г. он был вызван Карлом 5, королем Священной римской империи (в которую тогда входили Германия, Испания, Австрия и Нидерланды), в суд в Вормсе, где он произнес свои знаменитые слова: «В этом я стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!» На суде по настоянию папского посланника он был проклят, но смертный приговор ему не был вынесен, так как у него уже было много друзей и приверженцев из высшей знати. Один из них скрыл его в своем замке на год и за это время М.Лютер перевел Библию на немецкий язык (см. Библия).

К 1540 г. весь север Германии стал лютеранским. Папа Павел 3 (1534-1549 гг.) дал войска Карлу 5 и принудил его начать войну против «протестантов». Она продолжалась с 1546 г. до 1555 г. и закончилась победой последних.

Известными последователями М.Лютера были Цвингли (1484-1531 гг.) и Кальвин (1509-1564 гг.). Его учение вскоре проникло во все страны Европы, порождая всё новые церкви и течения, общим для которых было: отход от католицизма, икон, индульгенций, целибата и пр., и признание Священного Писания единственным авторитетом.

Движение это породило в 16-17 веках множество войн. В среде самих протестантов начались свои гонения. Кальвин, епископ Женевы, казнил за «ересь» Сельвестра. В Голландии кальвинисты казнили по тем же мотивам нескольких арминиан. В Германии король Эдуард 6 казнил двух католиков. В Америке три квакера были повешены пуританами за расхождения в учениях и ещё 20—за «колдовство». Но к 1700 г. эти жуткие факты гонений среди тех, кто восстал за полную свободу вероисповедования, прекратились.

И всё же, несмотря на глубину и размах изменений, происшедших в реформированных церквах, Реформация принципиально не изменила плененного положения церкви, не вывела её из мира, из духовной римской империи, но лишь значительно преобразовала её внешние формы в духе и в согласии с требованиями культуры и морали общества в целом. Более того, протестантство в определенном смысле нагрешило ещё больше, чем католичество, сочтя себя достойным пропаганды, «проповеди» Евангелия, подменяя Апостолов, лицемерно ставя их в положение не выполнивших наказа Господа возвестить Евангелие во всем мире (см.). Плененная церковь везде продолжала оставаться сопряженной с государственным и экономическим устройством наций, этическим и «освятительным» придатком цивилизованных народов. Она не стала «не от мира сего», просто всё стало выглядеть несколько пристойнее и приемлемее для ставшего просвещеннее общества! Другими словами, и реформированным, «христианство» не перестало быть религией, самозваной и самоорганизованной.

Многие полагают, что семь церквей, упомянутые в От 2—3, символически обозначают семь периодов в истории земной церкви. Но это даже не похоже на истину. Невозможно, например, указать такой момент, когда земная церковь из мертвого состояния (Сардис) перешла в состояние, к которому Господь не сделал ни одного замечания (Филадельфия). Очевидно, все эти послания относятся одновременно ко всем земным церквам в любое время («Дух говорит церквам...»—эти слова стоят в посланиях отдельным церквам, но обращены вместе с текстом каждого послания ко всем, следовательно, все послания обращены одновременно ко всем церквам).

Хотя каждая из этих церквей является своего рода светильником, и духов (Ангелов) этих церквей Господь держит в Своей руке, Сам Он находится где-то между ними (От 1.13; 2.1; 3.20, ср. Ин 2.24), взывая к Своим избранным: «Имеющий ухо да слышит...», «побеждающему дам...», «что имеете, держите...», «кто соблюдает дела Мои до конца...», «которые не осквернили одежд...», «кто услышит голос Мой и отворит...», и ясно, что таковыми (избранными) являются лишь единицы, и то не во всех этих церквах (Мф 7.14; Лк 13.24).

Важно отметить, что в этой пророческой (От 1.1) книге после третьей главы, после окончания предупреждений земным церквам, о церквах более не говорится. Везде далее упоминаются только отдельные верующие, а в конце говорится о соединении Агнца с женой, приготовившей себя для Него (От 19.6-9). И жена Его это вовсе не церковь, как об этом трещит официаьная «христианская» пропаганда, это–пусть каждый истинно верующий сам догадается, кто (вот подсказка–см. 1Кор 11.3; Еф 5.32, и вместо «муж» и «Церковь» поставьте правильное слово!).

После падения Римской империи и заката её внешней славы дух её не исчез, но в важнейших институтах (государственность, суд, армия, мораль, финансы, философия, верования) со временем прочно укоренился во всех развитых странах Европы и Америки, став стержнем последующей цивилизации. Не изменилась до сих пор и роль оримляненной христианской церкви. Она сделалась основной религией всех цивилизованных стран. Борьба церкви с государством за власть в средние века, отделение церкви от государства и государственный атеизм в последние века—все эти понятия показывают, как прочно церковь срослась за годы своего плена с земным своим государством, его обществом и культурой. (См. Рим).

С течением времени церковь самым глубинным образом увязла во всех делах мира и доказательством тому является полное согласие всех современных христиан с тем, что именно такой она и должна быть—духовной прослойкой всего человеческого общества, родной и необходимой частью этого общества, хранительницей его «лучших традиций», очистительницей всего общества, пекущейся о «заблудших» (от лона церкви) его членах. В некоторых европейских странах имеется церковный налог, взимаемый со всех граждан, из которго выплачивается жалованье и пенсии священникам. Они, следовательно, стали государственными служащими. Сейчас почти невозможно открыть чьи-либо глаза на это вселенское заблуждение. С кафедры (на словах) мы слышим отработанную программу ограниченного и хорошо подобранного количества мест из Библии (хотя всё Писание богодухновенно—2Тим 3.16), а в практической жизни мы видим широкое участие церкви в борьбе за мир, в классовой борьбе («теология освобождения»—южная Америка), просто в войне (Северная Ирландия, Ливан), в профсоюзном движении (религиозно-профсоюзные общества в США), в движении по защите окружающей среды (спасем мир!), в политике (христианско-демократические партии во многих развитых странах) и т.д. и т.п. Идеи равенства, гуманизма, эмансипации широко входят в церковь, в религиозное мышление. Все как будто забыли, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4.4; 1Ин 2.15-16). Одним из вопиющих показателей извращенности духа, по-видимому, является начало рукоположения женщин во епископы, то есть рукоположения женщин в мужчин (ничего удивительного—в мире ведь уже состоялись первые венчания в церкви мужчины с мужчиной)! Земная церковь уже давно и повсеместно считает своей задачей улучшение общественной морали и нравов. Она теперь уже предлагает христианство как средство, например, для исцеления от алкоголизма, наркомании, преступности. Она восхваляет технический и научный прогресс и для удовлетворения насущных нужд человека готова «свести небо на землю». Человек незаметно стал в церкви как и в мире само-идолом и само-кумиром. Веселые церковные праздники, юбилеи и дни рождения, привлечение молодежи в церковь, развлечения в самих зданиях церквей, всяческие внешние благословения стали пределом мечтаний «верующих», заслонив собой даже мысли об истинной вере, о будущей жизни, об искуплении и спасении. В проповедях, в речах и печатных произведениях стала всё чаще являться успокоительная мысль: «Все прекрасно, весь мир спасется!» (устроится, улучшится), хотя Священное Писание ясно говорит, что весь мир погибнет.

Земная церковь уже давно не учит, что только потерявший душу в этой жизни ради будущей, обретет её (Ин 12.25). Современная церковь (община), не только в больших городах, но по их примеру и в любом отдаленном уголке, теперь не является одним телом (1Кор 12), живущим общей жизнью, а её молитвенный дом, «храм», как и везде является религиозным клубом, в который иногда ненадолго заходят «христиане», чтобы «отдохнуть душой и духовно подкрепиться». Поэтому христианская церковь больше не понимает и не принимает многих ясных и строгих слов Священного Писания, например, о положении женщины в церкви (1Кор 14.34; 1Тим 2.12), о признании в прегрешениях друг перед другом (Иак 5.16), о приоритете пользы других (1Кор 10.24), о публичном обличении в общине (1Тим 5.20) и др. Ученые богословы успокаивают: «Это было приемлемо в 1 в., а теперь—20й!» Земная церковь больше не учит об отделенности от мира—2Кор 6.14-18. Напротив, она говорит о «высокой гражданственности» своих членов и призывает к нему! Ещё немного и земная церковь сольется с каким-нибудь гуманистическим или социальным движением или сделает весь мир «христианским»! Действительно: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк 18.8). О, горе людям, как же страшно они обмануты!

В наиболее «развитых» и богатых странах Запада в настоящее время религиозное книгопечатание, печатание всяких религиозных брошюр, плакатов, значков, украшений и т.д. переживает просто невиданный расцвет, только вся эта продукция слишком сладкая, веселая и пропагандистская, чтобы быть истинной, а их многочисленные религиозные учебные заведения исполнены голого практицизма.

В России христианство появилось в конце 10 в., когда князь киевский Владимир, детально рассмотрев иудаизм, магометанство и христианское учение, решил остановиться на последнем. Он женился на дочери византийского царя и был тронут обрядом венчания. Для этого венчания он, язычник, должен был креститься и после этого он решил крестить «всю Русь». Летом 988 г. весь Киев был загнан в Днепр и было приказано уничтожить все изображения бывших идолов. После этого Киевскую Русь наводнили священники из Византии, началось строительство храмов. Русь тоже стала «христианской».

Православие в России с самого начала строго держалось того порядка богослужения, обрядов и традиций, которые были переняты из Византии, хотя со временем в самой Византии накопилось много изменений. В 17 в. патриарх московский Никон решил привести церковные служебные книги и все обряды в соответствие с практикуемыми в остальных восточных церквах (в основном—в Греции), что привело к так называемому «расколу». Раскольников, не соглашавшихся с реформами, начали преследовать, изгонять, сжигать. Но старообрядческое течение сохранилось и живо до сих пор.

До 15 в. русская церковь управлялась из Константинополя, позже стала независимой, но внутри страны она всегда была подчинена царской власти. Петр 1 для управления церковью в 1721 г. учредил Синод во главе с президентом (позже—оберпрокурором), назначаемым императором.

В конце 19 в. на юге Украины и на Кавказе появились баптистские, молоканские, штундистские, меннонитские, пятидесятнические общины верующих реформатского толка, а в Петрограде в это же время зародилось евангельское движение.

После революции православная церковь в России, как и все другие деноминации, была почти полностью разгромлена, а остатки совершенно подчинены монополизировавшему все сферы человеческой деятельности атеистическому государству (партии). И, что бы там ни говорили состоявшие на службе в «определенных органах» «служители» православной, баптистской (официально разрешенной снова после войны) и других церквей, состояние их (этих церквей) все эти последние десятилетия представляло собой очень жалкое зрелище. Совершенно подавленные и полностью контролируемые и направляемые властями, они самостоятельно не делали ни шагу, не производили ни одного назначения. С тех пор, как в 1927 г. митрополит Сергий в «своем» декрете написал: «Ваши (то есть атеистов) радости—наши радости» (ср. 3Ц 22.4), это стало основой отношений государства с церковью (церквами). И они до сих пор молятся о «своем правительстве» (а не об отдельных правителях, как говорит Священное Писание—1Тим 2.1-2), добиваются официального признания у государства, как будто отвергнувшее Бога государство может признать что-либо невыгодное для себя и т.д. Приспособленчество и принцип «сопряжения» в деятельности руководства церквей выдается за мудрость, а стремление к сохранению спокойствия и «безмятежной жизни» (дающих хороший достаток руководителям)—за разумность.

И вот, нисколько не смущаясь, эту церковь (церкви) их руководители называют домом Божиим и других учат этой немыслимой лжи. Борются за мир, развивают экуменическое движение, заседают с правителями за круглыми столами, ездят в интересные заграничные командировки, в то время как «правда стала вдали и истина преткнулась на площади» (Ис 59.4,14). Но Бог говорит: «Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер 5.31; Мф 7.23).

(См. Библия, Вавилон, вера, дело, диакон, диаконисса, епископ, ересь, женщина, Иафет, идолопоклонство, мир, миссионерство, молитва, народ, Николаиты, отлучение, Павел Апостол, плен, предание, религия, Рим, священник, синагога, слово Божие, храм, Христиане, христианство, хула, Церковь, язычники).

Церон (связка) (1Ц 9.1)—отец Авиила, один из предков Саула.

Церуа (3Ц 11.26)—мать Иеровоама, царя израильского.

Цефания (Иегова укрывает)—а) (4Ц 25.18; Иер 52.24)—см. Софония,а;

б) (1Пар 6.36)—аналог. Азария,з.

Цефата долина (наблюдательной башни долина) (2Пар 14.10)—долина близ Мареши (см. Мареша,б). (См. долины).

Цефаф (наблюдательная башня) (Суд 1.17)—бывшее название города Хорма (см.).

Цефо (стража) (Быт 36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.

Цефон (наблюдающий) (Чис 26.15)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Цифион).

Цивеон (Быт 36.2,20,24,29; 1Пар 1.38)—см. Цевеон.

Цивия (газель) (1Пар 8.9)—аналог. Авитув.

Цивья (газель) (4Ц 12.1; 2Пар 24.1)—мать царя иудейского Иоаса.

Цигор (малость, незначительность) (Нав 15.54)—аналог. Афека.

Циддим (стороны, бока) (Нав 19.35)—аналог. Адама,а.

Циклаг (Нав 15.31; 19.5; 1Пар 4.30)—см. Секелаг.

Цилла (прятаться) (Быт 4.19,22,23)—аналог. Ада,а.

Цилльфай (1Пар 12.20)—аналог. Аднах.

Цилфай (1Пар 8.20)—аналог. Адаия,в.

Цин (Нав 15.3)—см. Син,б.

цитра (2Ц 6.5; 1Пар 25.1,3,6; Иов 21.12; 30.31; Ис 5.12; 23.16; 30.32; Иез 26.13; Дан 3.5,7,10,15)—некий струнный музыкальный инструмент с металлическими струнами, напоминающий, как полагают, лиру или гитару. (См. арфа, музыка).

Цифион (Быт 46.16)—см. Цефон.

Цифрон (Чис 34.9)—место или город на севере Палестины.

Циха (сухой)—а) (Езд 2.43; Неем 7.46)—аналог. Аккув,в;

б) (Неем 11.21)—аналог. Авда,б.

Циц (цветение) (2Пар 20.16)—возвышенность (в оригинале—склон, проход) на краю пустыни Иеруил (см.).

Цоан (Чис 13.23; Пс 77.12,43; Ис 19.11,13; 30.4; Иез 30.14)—один из древних египетских городов в дельте Нила, известный как Тафнис (греческое название). В нем, по-видимому, Моисей встречался с фараоном. Теперь на его месте только развалины.

Цоар (Пс 41.7)—в оригинале: Мицар (маленькая)—гора, по-видимому, на восток от Иордана, в виду горы Ермон.

Цоба (2Ц 23.36)—см. Мецовая, Сува.

Цовев (1Пар 4.8)—аналог. Анув.

Цора (Нав 15.33; 19.41; Суд 13.2,25; 16.31; 18.2,8,11; 2Пар 11.10; Неем 11.29)—один из городов низменной (западной) части Иудеи, один из главных городов удела Данова (наравне с Естаолом). Находился в верхней части долины Сорек.

Цоряне (1Пар 2.53,54; 4.2)—одно из племен Иуды, жители Цоры (в оригинале в 1Пар 2.54 написание отличается от других).

Цофай (1Пар 6.26)—аналог. Азария,з (в 1Ц 1.1; 1Пар 6.35 назван Цуф).

Цофах (1Пар 7.35,36)—аналог. Амал.

Цохар (яркий, светлый)—а) (Быт 23.8; 25.9)—отец (предок) Ефрона;

б) (Быт 46.10; Исх 6.15)—см. Зара,б;

в) (1Пар 4.7)—аналог. Ефнан.

Цуар (маленький) (Чис 1.8; 2.5; 7.18,23; 10.15)—отец (предок) Нафанаила (см. Нафанаил,а).

Цур (скала)—а) (Чис 25.15; 31.8; Нав 13.21)—аналог. Евий;

б) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон,г.

Цуриил (Бог есть скала) (Чис 3.35)—левит из рода Мерари, глава поколения.

Цуришаддай (Всемогущий есть скала) (Чис 1.6; 2.12; 7.36,41; 10.19)—отец (предок) Шелумиила.

Цур-Орив (Суд 7.25)—в оригинале: скала Орива, как и в Ис 10.26.

Цуф (медовые соты)—а) (1Ц 1.1; 1Пар 6.35)—см. Цофай;

б) (1Ц 9.5) местность, по-видимому, рядом с Рамой (см. Рама, д) (в некоторых переводах то же, что Рамафаим-Цофим).

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>