<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

Х

Хабайя (Иегова защита) (Езд 2.61)—аналог. Гаккоц,б (в Неем 7.63 назван Ховаия).

Хаббон (лепешка, хлеб) (Нав 15.40)—аналог. Адифаим. (См. Махбена).

Хавила—а) (Быт 2.11)—одна из земель рая (см.);

б) (Быт 10.7; 1Пар 1.9)—аналог. Савта;

в) (Быт 10.29; 1Пар 1.23)—аналог. Алмодад (см. след.);

г) (Быт 25.18; 1Ц 15.7)—земля в Аравии, населенная, по-видимому, народом, упомянутым выше в пункте «в».

Хавор (соединение) (4Ц 17.6; 18.11; 1Пар 5.26)—одна из рек Месопотамии, возможно, нынешний приток Евфрата Хабур. (См. Гозан).

хагаб (значение слова не известно) (Лев 11.22)—аналог. солам.

Хагаба (саранча) (Езд 2.45)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.48 назван Хагава).

Хагав (саранча) (Езд 2.46)—аналог. Аккув,в.

Хагава (саранча) (Неем 7.48)—см. Хагаба.

Хагги (праздничный) (Быт 46.16)—аналог. Арам (в Чис 26.15 назван Хаггий).

Хаггий (Чис 26.15)—см. Хагги.

Хаггия (праздник Иеговы) (1Пар 6.30)—аналог. Ливни,б.

Хадад (Быт 25.15; 1Пар 1.30)—аналог. Адбеел.

Хадаша (новый) (Нав 15.37)—аналог. Адифаим.

Хадид (острый) (Езд 2.33; Неем 7.37; 11.34)—город удела Вениаминова (нынешнее местечко Эль-Хадите).

Хадлай (слабый, хрупкий) (2Пар 28.12)—отец (предок) Амасы.

Хадрах (Зах 9.1)—область Сирии, смежная с Емафом (см. ст. 2).

Хазаия (Иегова видит) (Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж.

Хазва (обманчивая, нечестная) (Чис 25.15,18)—дочь Цура, мадиамского начальника, которая пришла и прелюбодействовала с Зимри в стане израильском и была убита вместе с ним Финеесом.

Хазиил (видение Божие) (1Пар 23.9)—аналог. Берия,г.

Хазо (Быт 22.22)—аналог. Вуз.

Хакуфа (Езд 2.51; Неем 7.53)—аналог. Аккув,в.

Халак (гладкая) (Нав 11.17; 12.7)—гора (горная местность) на юге Палестины на границе с Сеиром.

Халах (4Ц 17.6; 18.11; 1Пар 5.26)—некая провинция ассирийской империи, в которую были переселены израильтяне.

халван (значение слова не известно) (Исх 30.34)—душистая смола, входящая в состав священного курения. (См. ароматы).

Халдей—природный житель Халдеи. Поскольку Халдея была в свое время средоточием восточной мудрости, в некоторых местах этим словом в Писании называются ученые люди—астрологи (Дан 2.2,10; 4.4; 5.7,11). (См. волхвы).

Халдея (Иер 50.10; 51.24,35; Иез 16.29; 23.16)—в узком смысле—земля в самом нижнем течении рек Тигра и Евфрата, населенная в древности народом «жестоким и необузданным» (Авв 1.6), одним из главных городов которой был Ур, родина Авраама (о происхождении Халдеи см. Ис 23.13). Но в широком смысле и чаще всего Халдейской землей называется в Писании Вавилония (Иер 25.12; Иез 12.13), которая стала наследницей культуры и идолопоклонства древней Халдеи. (См. Вавилонская земля).

Халев (горячий, или по И.Флавию—собака)—а) (Чис 13.7,31; 14.6,24,30,38; 26.65; 32.12; 34.19; Вт 1.36; Нав 14.6,13,14; 15.13,14,16-18; 21.12; Суд 1.12-15,20; 3.9; 1Ц 25.3; 1Пар 4.15; 6.56)—сын Иефоннии, Кенезеянин (потомок Кеназа, см. Гофониил), представитель колена Иудина среди разведчиков земли, особо отмеченный Господом за его верность (Чис 14.24; Вт 1.36; Нав 14.14). Он остался в живых после сорокалетнего путешествия по пустыне, в котором погибло всё старшее поколение, и получил удел в земле обетованной. Он был участником раздела земли как представитель колена Иудина и все его потомки считаются принадлежащими к этому колену;

б) (1Ц 30.14)—владения Халева, земли вокруг Хеврона (в 1Пар 2.24 названы Халев-Ефрафа);

в) (1Пар 2.18,19,42,46,48-50)—сын Есрома из колена Иудина, глава поколения (в ст. 9 назван Хелувай).

Халев-Ефрафа (1Пар 2.24)—см. Халев,б.

Хали (ожерелье) (Нав 19.25)—аналог. Аламелех.

халкидон (От 21.19)—одна из разновидностей кварца (халцедон), но в оригинале значение слова не ясно. (См. драгоценные камни).

Халкол (содержание, питание) (3Ц 4.31; 1Пар 2.6)—аналог. Дара (Дарда).

халколиван (значение слова не известно) (От 1.15; 2.18)—блестящий металл или блеск металла. То же слово в Езд 8.27; Иез 1.7; Дан 10.6 переведено «блестящая медь», а в Иез 1.4,27; 8.2—«сияние».

Халне (Быт 10.10; Ис 10.9)—см. Калне.

Халон (Иер 48.21)—город в земле моавитской.

Халхул (Нав 15.58)—город в уделе Иудином несколько севернее Хеврона (ныне селение с тем же названием).

Хам (Быт 5.32; 6.10; 7.13; 9.18,22; 10.1,6,20; 1Пар 1.4,8; Пс 77.51; 104.23,27; 105.22)—один из трех сыновей Ноя, навлекший за свое непочтительное отношение к отцу проклятие на своего сына Ханаана (Быт 9.25). Является родоначальником нескольких племен, населявших Египет и соседние с ним земли, а также прообразом нескольких божеств в религиях древних народов. (См. идолопоклонство).

Хамаф (горячие источники)—а) (Нав 19.35)—один из укреплённых городов удела Неффалимова южнее Тивериады (возможно, он же назван Хамоф-Дор в Нав 21.32 и Хаммон—в 1Пар 6.76);

б) (1Пар 2.55)—отец (предок) и глава Рехавитов.

Хамафей (1Пар 1.16)—один из сыновей Ханаана и родоначальник племен, населявших землю Емаф (см.) (в Быт 10.18 назван Химафей).

хамелеон (Лев 11.30)—род ящерицы, обитающей в теплых странах, способной быстро менять цвет кожи от жёлто-зелёного до коричневого. Водится на кустах и деревьях, имеет очень длинный язык, которым ловит насекомых. В оригинале, однако, значение слова не ясно.

Хамитяне (1Пар 4.40)—потомки Хама.

Хаммон (теплый, солнечный)—а) (Нав 19.28)—аналог. Аламелех (возможно, нынешнее селение Хамул южнее Тира);

б) (1Пар 6.76)—см. Хамаф,а.

Хаммуил (жар, тепло Божие) (1Пар 4.26)—аналог. Закур.

Хамос (Чис 21.29; Суд 11.24; 3Ц 11.7,33; 4Ц 23.13; Иер 48.7,13,46)—главное божество («мерзость») моавитян, а также, возможно, и аммонитян (ср. Суд 11.12,24), которому, как и Молоху, приносились человеческие жертвы (4Ц 3.26-27). (См. Молох).

Хамоф-Дор (Нав 21.32)—см. Хамаф,а.

Хамул (помилованный, пощаженный) (Быт 46.12; Чис 26.21; 1Пар 2.5)—один из сыновей Фареса, сына Иуды, глава поколения.

Хамуталь (подобная росе) (4Ц 23.31; 24.18; Иер 52.1)—дочь Иеремии из Ливны, одна из жен царя иудейского Иосии и мать Иоахаза и Седекии (Матфании).

Ханаан (низменная земля)—а) (Быт 9.18,22,25-27; 10.6,15; 1Пар 1.8,13)—один из сыновей Хама, на которого пало проклятие рабства, и который сделался праотцом многих народов, населявших древнюю Палестину и называвшихся Хананеями (см. след.) (Быт 10.15-19) (cм. народы древней Палестины);

б) (Исх 15.15; Ис 23.11)—земля вдоль берега Средиземного моря от Газы до Сидона (даже от Египта до Месопотамии) и в глубину—до бассейна Иордана, прекрасная и весьма плодородная, заселенная потомками Ханаана, обещанная Богом верному Аврааму и его потомкам (Быт 12.1; 13.15; 15.18-21; Евр 11.9), известная позже как Палестина (в Ам 2.9-10 названа Аморрей). Как видим, в нее входили также и Филистимская земля и Финикия. Позже, однако, Ханаанской (Хананейской) землей стала называться лишь часть этих земель при море и у Иордана (Чис 13.30; Нав 5.1; 11.3) или в районе Финикии (Нав 13.4; Авд 1.20).

Народ Божий не должен был заключать союза ни с этими народами, ни с их богами (Исх 23.32; 34.16), но истребить их всех и истуканы их уничтожить (Вт 7.1-6). И.Навин так и начал действовать (Нав 10.25—11.23), но позже израильтяне ослабили свои усилия, стали вступать в союз с Ханаанскими народами, перенимать их обычаи, поклоняться их богам и это в конце концов стало гибелью для них. Иногда Ханааном («небесным Ханааном») в переносном смысле называют состояние после смерти, которую сравнивают с переходом Иордана, но это совершенно неправильно, ибо Ханаан нужно завоевывать. Он есть символ духовного удела каждого верующего здесь, на земле. (См. обетованная земля, Филистимляне, Хананей).

Ханан (милосердный, милостивый)—а) (1Пар 8.23)—аналог. Авдон,в;

б) (1Пар 8.38; 9.44)—аналог. Азрикам,б;

в) (1Пар 11.43)—сын (потомок) Маахи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);

г) (Езд 2.46; Неем 7.49)—аналог. Аккув,в;

д) (Неем 8.7)—аналог. Азария,у;

е) (Неем 10.10)—аналог. Венинуй;

ж) (Неем 10.22)—аналог. Азур,а;

з) (Неем 10.26)—аналог. Азур,а;

и) (Неем 13.13)—левит, потомок Матфании, приставленный Неемией к раздаче десятин братьям.

Хананей—в широком смысле—житель Ханаанской земли, потомок Ханаана (см. Ханаан,а) (Быт 12.6). В узком же смысле это наименование прикладывается, по-видимому, только к финикиянам, известным торговцам (Иов 40.25; Иез 17.4; Ос 12.7). (См. Ханаан,б).

Хананела (Бог милостив) (Неем 3.1; 12.39)—см. Анамеил,а.

Хананеянин (Быт 38.2; Ос 12.7)—то же, что Хананей.

Хананеянка (1Пар 2.3; Мф 15.22)—ханаанская женщина, родом из Финикии. (См. Сирофиникиянка, Ханаан,б).

Ханани (милостивый)—а) (1Пар 25.4,25)—левит, один из сыновей Емана, глава восемнадцатой чреды певцов;

б) (Неем 1.2; 7.2)—брат Неемии.

Хананий (милостивый)—а) (Езд 10.20)—аналог. Гедалия,б;

б) (Неем 7.2)—начальник Иерусалимской крепости;

в) (Неем 12.36)—аналог. Азариил,д.

Ханания (Иегова милостив)—а) (1Пар 3.19,21)—аналог Берехия,а (но, возможно, это не потомок, а современник Зоровавеля, см. Арнан);

б) (1Пар 8.24)—аналог. Аддон,в;

в) (1Пар 25.4,23)—левит, один из сыновей Емана, глава шестнадцатой чреды певцов;

г) (2Пар 26.11)—один из главных сановников при Озии;

д) (Езд 10.28)—аналог. Афлай;

е) (Неем 3.8)—сын (потомок) Гараккахима, чинивший стену Иерусалима;

ж) (Неем 3.30)—сын (потомок) Шелемии, чинивший стену Иерусалима;

з) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а;

и) (Неем 12.12)—аналог. Адна,в (см. след.);

к) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д (возможно, предыдущий).

Хане (Иез 27.23)—см. Калне.

Ханес (Ис 30.4)—город в среднем Египте южнее Мемфиса (ныне Ахнас).

Ханнафон (одобрение) (Нав 19.14)—аналог. Вифлеем,б.

Ханниил (расположение Божие)—а) (Чис 34.23)—сын (потомок) Ефода, представитель колена Манассиина среди участников раздела земли;

б) (1Пар 7.39)—аналог. Арах,а.

Ханох—а) (Быт 25.4; 1Пар 1.33)—аналог. Авида;

б) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.5; 1Пар 5.3)—аналог. Фаллу.

Ханун (избранный)—а) (Неем 3.13)—некто, чинивший ворота Долины и часть стены (очевидно, имеется в виду группа, семья, род) (см. след.);

б) (Неем 3.30)—шестой сын (потомок) Цалафа, чинивший стену Иерусалима на втором участке (возможно, предыдущий).

Харада (страх, ужас) (Чис 33.24,25)—аналог. Алуш.

Харан (путь, дело)—а) (4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23)—см. Харран;

б) (1Пар 2.46)—аналог. Газез,а.

Харашима (мастер, ремесленник) (Неем 11.35)—в оригинале: «в долине ремесленников». Это же слово в оригинале стоит и в 1Пар 4.14 (переведено «плотников»). Означает, по-видимому, местность между Лодом и Оно, где жили мастеровые. Возможно, связано с филистимским владычеством в деле изготовления и ремонта металлических изделий (1Ц 13.19-20). (См. долины, имя).

Харбона (погонщик ослов) (Есф 1.10; 7.9)—аналог. Авагфа.

Харгаия (Неем 3.8)—отец (предок) Уззиила.

харгол (значение слова не известно) (Лев 11.22)—аналог. солам.

Хареф (вырывающий) (1Пар 2.51)—см. Иора.

Харим (преданный)—а) (1Пар 24.8; Езд 2.39; 10.21; Неем 7.42; 10.5; 12.15)—см. Рехум,д;

б) (Езд 2.32; 10.31; Неем 3.11; 7.35; 10.27)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, один из чинивших стену Иерусалима, и один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).

Хариф (вырывающий) (Неем 7.24; 10.19)—см. Иора.

Харифиянин (1Пар 12.5)—Сафатия (см. Сафатия,б), по-видимому, потомок некоего Харифа из колена Вениаминова.

Харми (виноградарь)—а) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.6; 1Пар 5.3)—аналог. Фаллу;

б) (1Пар 2.7; 4.1)—см. Зимри,б.

Хармий (виноградарь) (Нав 7.1,18)—см. Зимри,б.

Харнефер (1Пар 7.36)—аналог. Беера,б. (См. Нефер,д).

Харод (страх, опасение) (Суд 7.1)—обильный источник восточнее Изрееля, ныне Айн-Джалуд (ср. 1Ц 29.1).

Хародитянин (2Ц 23.25)—Шамма и Елика, два из главных воинов Давида, по-видимому, из селения у источника Харод. В параллельном месте (1Пар 11.27) Шамма назван Гародитянин, Елика—отсутствует.

Харошеф-Гоим (Суд 4.2,13,16)—город на северном берегу Киссона у подножия Кармила (ныне селение Эль-Харисие).

Харран (путь, дело) (Быт 11.31,32; 12.4,5; 27.43; 28.10; 29.4; Деян 7.2,4)—город в северной части Месопотамии между реками Тигр и Евфрат, в котором жили некоторое время Фарра с Аврамом и Лотом, а позже—Лаван со своим семейством (в Быт 24.10 назван город Нахора, а в 4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23—Харан).

Харумаф (Неем 3.10)—отец (предок) Иедаии.

Харуц (4Ц 21.19)—отец (предок) Мешуллемефы, родом из Ятбы.

Хархас (4Ц 22.14)—хранитель одежд (?), предок пророчицы Олдамы (во 2Пар 34.22 назван Хасра).

Хархур (жар) (Езд 2.51; Неем 7.53)—аналог. Аккув,в.

Харша (земледелец) (Езд 2.52; Неем 7.54)—аналог. Аккув,в.

Харшиф (черепок) (Иер 19.2)—другое название Навозных ворот, за которыми была свалка черепков.

Хасадия (Иегова добр) (1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.

Хаслев (Зах 7.1)—см. Кислев.

Хасра (2Пар 34.22)—см. Хархас.

Хасуфа (нагота) (Езд 2.43; Неем 7.46)—аналог. Аккув,в.

Хатита (Езд 2.42; Неем 7.45)—аналог. Атер,б.

Хатифа (пленник) (Езд 2.54; Неем 7.56)—аналог. Аккув,в.

Хаттил (Езд 2.57; Неем 7.59)—аналог. Амий.

Хаттуш (избранный)—а) (1Пар 3.22)—аналог. Бариах;

б) (Езд 8.2)—аналог. Евед,б (не может быть предыдущим, ибо отстоит от Зоровавеля на восемь поколений, а выход Ездры состоялся всего через 79 лет после выхода Зоровавеля) (cм. Арнан);

в) (Неем 3.10)—сын (потомок) Хашавнии, чинивший стену Иерусалима;

г) (Неем 10.4; 12.2)—аналог. Амария,е.

Хафараим (две ямы) (Нав 19.19)—аналог. Авец.

Хафаф (страх, ужас) (1Пар 4.13)—сын (потомок) Гофониила.

Хахмоний (мудрый) (1Пар 27.32)—см. Ахамань.

Хацар-Гадда (поселок хорошей судьбы) (Нав 15.27)—аналог. Адада.

Хацармавет (поселок смерти) (1Пар 1.20)—аналог. Алмодад (в Быт 10.26 назван Хацармавеф).

Хацар-Суса (Нав 19.5)—см. Сансана.

Хацарсусим (1Пар 4.31)—см. Сансана.

Хацар-Шуал (поселок лис) (Нав 15.28; 19.3; Неем 11.27)—аналог. Ацем (в 1Пар 4.28 записано Хацаршуал).

Хацацон-Фамара (Быт 14.7; 2Пар 20.2)—см. Ен-Гадди.

Хаци (1Пар 2.52)—см. Галменюхот, Манахаф,а.

Хашавия (Иегова оценивает)—а) (1Пар 6.45)—аналог. Авдий,б;

б) (1Пар 9.14; Неем 11.15)—аналог. Азрикам,в;

в) (1Пар 25.3,19)—левит, один из сыновей Идифуна, глава двенадцатой чреды певцов;

г) (1Пар 26.30)—аналог. Амария,в (см. след.);

д) (1Пар 27.17)—левит, сын (потомок) Кемуила, старший над левитами при Давиде (возможно, предыдущий) (см. след.);

е) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж (возможно, предыдущий, точнее—представитель его рода);

ж) (Езд 8.19,24)—левит (глава семьи), вышедший из плена с Ездрою (см. след.) (см. след.);

з) (Неем 3.17)—левит (глава рода, семьи), чинивший стену Иерусалима (возможно, предыдущий) (см. след. и пункт «м» ниже);

и) (Неем 10.11)—аналог. Венинуй (возможно, предыдущий);

к) (Неем 11.22)—аналог. Ваний,и;

л) (Неем 12.21)—аналог. Адна,в;

м) (Неем 12.24)—один из глав левитов (возможно, упомянутый выше в пункте «ж» или «з»).

Хашавна (Неем 10.25)—аналог. Азур,а.

Хашавния—а) (Неем 3.10)—отец (предок) Хаттуша;

б) (Неем 9.5)—аналог. Вания,б.

Хашбаддана (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ.

Хашмона (место плодородия) (Чис 33.29,30)—аналог. Алуш.

Хашув (задумчивый) (1Пар 9.14)—аналог. Азрикам,в (в Неем 11.15 назван Хашшув).

Хашува (уважаемый) (1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.

Хашум (богатый) (Езд 2.19; 10.33; Неем 7.22; 8.4; 10.18)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 105), среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, и один из стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).

Хашшув (задумчивый)—а) (Неем 3.11)—сын (потомок) Пахаф-Моава, чинивший стену Иерусалима и Печную башню (см. след.);

б) (Неем 3.23)—другой израильтянин, чинивший стену Иерусалима (см. след.);

в) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а (возможно, все три есть одно и то же лицо);

г) (Неем 11.15)—см. Хашув.

Хевер (союз)—а) (Быт 46.17; Чис 26.45; 1Пар 7.31,32)—аналог. Малхиил;

б) (Суд 4.11,17,21; 5.24)—один из Кенеян (см.);

в) (1Пар 4.18)—один из сыновей (потомков) Мереда из колена Иудина, основатель или начальник Сохо;

г) (1Пар 8.17)—аналог. Зевадия,б.

Хеврон (соединение)—а) (Исх 6.18; Чис 3.19,27; 26.58; 1Пар 6.2,18; 15.9; 23.12,19; 24.23; 26.23,30,31)—аналог. Ицгар;

б) (1Пар 2.42,43)—сын Мареши (см.) из потомков Халева (текст в оригинале не ясен);

в) главный город в центральной, гористой части Иудеи, один из древнейших городов земли (Чис 13.23), известный вначале как Кириаф-Арбы (Быт 23.2) (см.). Рядом с этим городом жили Авраам, Исаак, Иаков и там же они были погребены (Быт 25.9-10; 35.27-29; 49.29-31; 50.13). Этот город, по-видимому, часто давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Ц 30.31). Происхождение и время появления названия «Хеврон» не известно. Этот город был дан в наследие Халеву (Нав 14.14), потом он стал городом убежища (Нав 20.7) и священническим городом (Нав 21.11). В нем Давид царствовал первые семь с половиной лет (2Ц 2.1-3; 5.5) и здесь же Авессалом составил свой заговор против отца (2Ц 15.9-13). (См. Мамре, Махпела).

Хевронская долина (Быт 37.14)—возможно, так названа вся местность вокруг Хеврона, известная своим плодородием (ср. Есхол). (См. долины).

Хезив (Быт 38.5)—см. Ахзив,а.

Хезлон (видение) (3Ц 15.18)—один из предков царя сирийского Венадада.

Хезир—а) (1Пар 24.15)—священник из рода Ифамара, глава семнадцатой чреды;

б) (Неем 10.20)—аналог. Азур,а.

Хела (ржавчина) (1Пар 4.5,7)—одна из жен Ахшура.

Хелал (исполнение, завершение) (Езд 10.30)—аналог. Адна,б.

Хелбон (плодородный) (Иез 27.18)—местечко севернее Дамаска (ныне Халбун), до сих пор известное своим виноградом.

Хелва (плодородие) (Суд 1.31)—аналог. Ахлав.

Хелдай (долговечный, прочный)—а) (1Пар 27.15)—Нетофафянин, один из начальников и управителей Давида, один из его главных воинов (во 2Ц 23.29 назван Хелев, а в 1Пар 11.30—Хелед) (см. Нетофатитянин);

б) (Зах 6.10)—аналог. Иедай (в ст. 14 назван Хелем).

Хелев (2Ц 23.29)—сын (потомок) Бааны, Нетофатитянин (см. Хелдай,а).

Хелед (1Пар 11.30)—сын (потомок) Вааны, Хетофафянин (см. Хелдай,а).

Хелек (доля, часть) (Чис 26.30; Нав 17.2)—аналог. Асриил,а.

Хелем (Зах 6.14)—см. Хелдай,б.

Хелеф (Нав 19.33)—один из пограничных городов удела Неффалимова (положение не известно).

Хелефеи (2Ц 8.18; 15.18; 20.7,23; 3Ц 1.38,44; 1Пар 18.17)—как и Фелефеи (см.), одно из племен филистимлян (то же слово в 1Ц 30.14 переведено Керети, см).

Хелец—а) (1Пар 2.39)—аналог. Азария,д;

б) (1Пар 27.10)—см. Палтитянин.

Хелкаф (удел) (Нав 19.25; 21.31)—один из пограничных городов удела Асирова, отданный левитам (в 1Пар 6.75 назван Хукок).

Хелкаф-Хаццурим (поле острых ножей) (2Ц 2.16)—место под Гаваоном.

Хелкия (мой удел есть Иегова)—а) (4Ц 18.18,37; Ис 22.20; 36.3,22)—отец (предок) Елиакима (см. Елиаким,а);

б) (4Ц 22.4,8,10,12,14; 23.4; 1Пар 6.13; 9.11; 2Пар 34.9,14,15,20,22; Езд 7.1; Неем 11.11)—аналог. Авдон,д и Авиуд,б, первосвященник при Иосии;

в) (1Пар 6.45)—аналог. Авдий,б;

г) (1Пар 26.11)—аналог. Захария,и;

д) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ (см. след.);

е) (Неем 12.7,21)—аналог. Аммок (возможно, предыдущий);

ж) (Неем 12.15)—аналог. Адна,в;

з) (Иер 1.1)—священник, отец (предок) пророка Иеремии;

и) (Иер 29.3)—отец (предок) Гемарии (см. Гемария,а).

Хелон (Чис 1.9; 2.7; 7.24,29; 10.16)—отец (предок) Елиава (см. Елиав,а).

Хелув (клетка)—а) (1Пар 4.11)—некий потомок Иуды, предок жителей Рехи;

б) (1Пар 27.26)—отец (предок) Езрия.

Хелувай (1Пар 2.9)—см. Халев,в.

Хемдан (приятный) (Быт 36.26; 1Пар 1.41)—аналог. Ешбан.

Хен (милостивый, благодатный) (Зах 6.14)—см. Иосия,в. Это слово является характеристикой Иосии, но переведено как имя собственное (см. имя).

Хенаана (ж. род от Ханаан)—а) (3Ц 22.11; 2Пар 18.10)—отец (предок) лжепророка Седекии;

б) (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар.

Хенадад (Езд 3.9; Неем 3.18,24; 10.9)—левит, глава рода.

Хенани (твердый) (Неем 9.4)—аналог. Вания,б.

Хенания (Иегова тверд)—а) (1Пар 15.22,27)—левит, начальник музыкантов и певцов, участник перенесения ковчега в Иерусалим;

б) (1Пар 26.19)—левит из рода Ицгара, начальник внешнего служения при царе.

Херан (Быт 36.26; 1Пар 1.41)—аналог. Ешбан.

Херес (солнце)—а) (Суд 1.35)—гора (местность, город) на границе удела Данова (возможно, то же, что Вефсамис,а, ср. Нав 19.41);

б) (Суд 8.13)—местность на восток от Иордана.

Херет (1Ц 22.5)—лес, в котором прятался Давид (возможно, одно из мест, упомянутых в 1Ц 23.14).

Херец (2Ц 23.26; 1Пар 11.27)—см. Палтитянин.

Хереш (1Пар 9.15)—аналог. Авда,б.

Херуб-Аддан-Иммер (Езд 2.59)—см. Иммер,в.

Херув-Аддон (Неем 7.61)—см. Имер,в.

херувим (мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)—обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы—у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом. (См. власть, животные, ковчег,в).

Хет (Быт 10.15; 23.3,5,7,10,16,18,20; 25.10; 1Пар 1.13)—один из сыновей (потомков) Ханаана, родоначальник Хеттеев (сынов Хетовых) (см.).

Хетлон (Иез 47.15; 48.1)—город или местность на севере Палестины.

Хетофафянин (1Пар 11.30)—см. Нетофатитянин.

Хеттеи—один из народов древней Палестины (см.), потомки Хета и наследники древней империи хеттитов в центре нынешней Малой Азии, народ, который израильтяне не смогли окончательно изгнать (Нав 3.10; Суд 3.5). Остатки их жили в районе Хеврона, а также, по-видимому, по соседству с Израилем как самостоятельное царство (3Ц 10.29; 4Ц 7.6). Хеттеи были среди воинов Давида (Ахимелех—1Ц 26.6; Урия—2Ц 11.3), а хеттеянки были среди жен Соломона (3Ц 11.1). За смешение израильтян с местными народами, пророк Иезекииль называет их как бы происходящими от Аморреев и Хеттеев (Иез 16.3,45).

Хеттеянин (1Ц 26.6; 2Ц 11.3; 23.39)—Ахимелех (см. Ахимелех,б), Урия (см. Урия,б) и Беэр (см. Беэр,а).

Хеттура (благоухание) (Быт 25.1,4; 1Пар 1.32,33)—вторая жена Авраама (но скорее одна из его наложниц, ср. Быт 25.6), от которой родилось несколько сыновей, глав арабских племен.

Хефер (а—доля, часть; ост.—яма, ров)—а) (Чис 26.32,33; 27.1; Нав 17.2,3)—аналог. Асриил,а;

б) (Нав 12.17; 3Ц 4.10)—город или область, по-видимому, в западной части удела Иудина;

в) (1Пар 4.6)—аналог. Ахашфари;

г) (1Пар 11.36)—из Махеры, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.34 не упомянут).

Хефциба (моя радость в ней) (4Ц 21.1)—мать Манассии.

Хецрай (огражденный) (2Ц 23.35)—Кармилитянин, один из главных воинов Давида (в 1Пар 11.37 назван Хецрой).

Хецрой (1Пар 11.37)—см. Хецрай.

Хецрон—а) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.6; 1Пар 5.3)—аналог. Фаллу;

б) (Нав 15.3)—один из городов (районов) на южной границе удела Иудина (возможно, это же место в ст. 23 названо Асор);

в) (Нав 15.25)—см. Гацор,а.

Хешмон (плодородная земля, тучность) (Нав 15.27)—аналог. Адада.

Хивеяне (2Ц 24.7)—см. Евеи.

Хиддекель (Быт 2.14)—еврейское название реки Тигр.

Хидон (1Пар 13.9)—см. Нахон.

Хизкий (1Пар 8.17)—аналог. Зевадия,б.

Хилен (1Пар 6.58)—священнический город в южной, гористой части удела Иудина (в Нав 15.51; 21.15 назван Холон).

Хилеон (растрачивающий) (Руф 1.2,5; 4.9)—один из сыновей Елимелеха и Ноемини, муж Орфы (см. Руф 4.10).

Хилмад (Иез 27.23)—неизвестный город или земля. Возможно также, это слово нужно читать как два слова и тогда оно означает: «вся Мада» (?).

Хим (Иов 9.9; 38.31)—еврейское название созвездия Плеяды, состоящего из очень большого числа звезд. То же слово в Ам 5.8 переведено «семизвездие».

Химам (Иер 41.17)—в оригинале это слово одинаково с именем Кимгам (см.), поэтому можно предположить, что оно есть название села, которое раньше принадлежало ему.

Химафей (Быт 10.18)—см. Хамафей.

хиникс (От 6.6)—греческое обозначение меры сыпучих тел, равной примерно 1л. (См. меры).

Хиннароф (арфа) (Нав 11.2)—см. Галилейское море.

Хиннереф (флейта) (Нав 19.35)—один из укреплённых городов удела Неффалимова на берегу Галилейского моря. (См. Геннисаретская земля, Киннероф).

Хиннерефское море (Нав 12.3; 13.27)—см. Галилейское море.

Хиос (Деян 20.15)—остров у побережья Малой Азии против Смирны (ныне остров Скио).

Хира (знатность) (Быт 38.1,12)—Одолламитянин, друг Иуды.

Хирам (брат знатного)—а) (2Ц 5.11; 3Ц 5.1,2,7,8,10-12,18; 9.11,12,14,27; 10.11,22; 1Пар 14.1; 2Пар 2.3,11,12; 8.2,18; 9.10,21)—царь Тира, современник Давида и Соломона, царствовавший, по-видимому, не менее 50 лет (ср. 2Ц 5.11 и 3Ц 9.10-12) (однако, этим же именем мог называться и его преемник, ср. 3Ц 10.11,22; И. Флавий говорит о 34 годах его царствования);

б) (3Ц 7.13,40,45; 2Пар 4.11)—художник и искусный мастер по литью из Тира, сын женщины из колена Неффалимова (Данова), присланный в Иерусалим Хирамом-царем (во 2Пар 2.13; 4.16 назван Хирам-Авий).

Хирам-Авий (Хирам-отец) (2Пар 2.13; 4.16)—см. Хирам,б.

хитон (Исх 28.4,39,40; 29.5,8; 40.14; Лев 8.7,13; 10.5; 16.4; Иов 30.18; Песн 5.3; Ин 19.23)—одежда в виде длинной рубашки (древняя туника), но не самая нижняя одежда (см. Исх 28.42; Лев 16.4), которую носили и мужчины и женщины. Стяжной хитон—означает тканый с украшениями—полосами, квадратами, с определенной «выработкой», то есть не прямой, не гладкий.

Хиттим (Иер 2.10)—см. Киттим.

Хифлис (Нав 15.40)—аналог. Адифаим.

хлебное приношение—одна из жертв Господу, приносимая как отдельно, так и с другими жертвами (Лев 2; 5.11; Чис 5.15,25; 28). Хлебное приношение являлось великой святыней и принадлежало священнику (Лев 2.10; 6.17-18; 7.9-10). Оно не должно было приноситься с закваской или медом, но всегда с солью и, в большинстве случаев, с ливаном и елеем. Хлебное приношение как отдельное добровольное приношение не ограничивалось количественно, но во всех остальных случаях устанавливалась точная его мера: 1/10 ефы (2,4л) пшеничной муки и 1/4 гина (1л) елея—на каждого агнца (Чис 15.4); 2/10 ефы (4,8л) муки и 1/3 гина (1,3л) елея—на овна (Чис 15.6) и 3/10 ефы (7,2л) муки и 1/2 гина (2л) елея—на тельца (Чис 15.9). О новом хлебном приношении—см. Пятидесятница. (См. жертвоприношение).

хлебодар (Быт 40.1,2,5,16,20,22; 41.10)—слово русского монастырского лексикона, означающее: раздаватель хлеба братии. В оригинале—главный пекарь.

хлебы предложения (Исх 25.30; 35.13; 39.36; 40.23; Лев 24.5; Чис 4.7; 1Ц 21.6; 3Ц 7.48; 1Пар 9.32; 23.29; 28.16; 2Пар 2.4; 4.19; 13.11; 29.18; Мф 12.4; Мк 2.26; Лк 6.4)—в еврейском тексте: хлебы лица или присутствия Божия. Каждый из хлебов предложения выпекался из 2/10 ефы (4,8л) (в оригинале не ясно) чистой пшеничной муки, непременно пресным. Двенадцать таких хлебов каждую субботу укладывалось в два ряда (возможно, в две стопки) на столе (1м х 0,5м), установленном пред завесой на северной стороне (в храме было десять таких столов—2Пар 4.8). Хлебы эти принадлежали священникам и были великой святыней (Лев 24.9).

Хлоя (побеги травы) (1Кор 1.11)—судя по имени—женщина, очевидно, жительница Коринфа, с домом которой ап. Павел имел связь.

Хова (Быт 14.15)—город (местность) на север от Дамаска.

Ховав (возлюбленный) (Чис 10.29; Суд 4.11)—брат жены Моисея, Мадианитянин (потомки которого названы Кенеянами, см.). В оригинале во втором месте он назван тестем Моисея.

Ховаия (Неем 7.63)—см. Хабайя.

Ховар (Иез 1.1,3; 3.15,23; 10.15,20)—как полагают, один из каналов, прорытых от реки Евфрат в районе Вавилона. На этой «реке», по-видимому, было одно из молитвенных мест евреев (см. река).

Хогла (куропатка) (Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а.

Ходеша (новолуние) (1Пар 8.9)—одна из жен Шегараима из колена Вениаминова.

Хозай (2Пар 33.19)—в некоторых манускриптах стоит: «прозорливцев» (по-гречески «хозаи»). (См. имя).

Хозева (1Пар 4.22)—см. Ахзив,а.

холм—как и слово «гора» в образных выражениях часто обозначает нечто выдающееся (Ис 10.32; 40.4; 41.15). На холмах строились города, устраивались капища (Ис 65.7; Иер 2.20; Иез 20.28; Ос 4.13) и поэтому многие из них имеют названия (см., например, Амма, Гарив, Гахила, Море). Поскольку «холм» по-еврейски «гива», некоторые места в большинстве других переводов обозначены следующим образом:

Нав 5.3—Гива Хааралот (в русской Библии—Холм обрезания),

Нав 24.33—Гива Финееса (холм Финееса),

1Ц 10.5—Гива Божия (холм Божий) (то же, что Гива Вениаминова, Саулова). (См. высоты, имя).

Холон (Нав 15.51; 21.15)- см. Хилен.

хомер (груда) (Лев 27.16; Ис 5.10; Иез 45.11,13,14; Ос 3.2)—см. кор.

хомет (Лев 11.30)—значение слова не известно (в других переводах стоит: песчаная ящерица, мелкая ящерица, улитка).

Хонания (Иегова укрепляет)—а) (2Пар 31.12,13)—левит, главный над кладовыми при храме во время правления Езекии;

б) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж.

Хор-Агидгад (Чис 33.32,33)—см. Гудгод.

Хоразин (Мф 11.21; Лк 10.13)—город в Галилее севернее Капернаума (возможно, это нынешние развалины Керазе). По-видимому, город погиб при землетрясении в 400 г.

Хораф (щель, пролом) (3Ц 17.3,5)—один из восточных притоков Иордана в среднем его течении (севернее Иавока).

Хорашан (1Ц 30.30)—см. Ашан,а.

Хорем (закрытый) (Нав 19.38)—аналог. Адама,а.

Хори (обитатель пещер) (Быт 36.22; 1Пар 1.39)—аналог. Геман.

Хорий (обитатель пещер) (Чис 13.6)—отец (предок) Сафата.

Хорив (пустынный) (Исх 3.1; 17.6; 33.6; Вт 1.2,6; 4.10,15; 5.2; 9.8; 18.16; 29.1; 3Ц 8.9; 19.8; 2Пар 5.10; Пс 105.19; Мал 4.4)—то же, что Синай (см.). Некоторые полагают, что Хорив—это соседняя с Синаем вершина, другие, что это название и характеристика всей местности.

Хорма (разрушение, опустошение) (Чис 14.45; 21.3; Вт 1.44; Нав 12.14; 15.30; 19.4; Суд 1.17; 1Ц 30.30; 1Пар 4.30)—аналог. Ацем и Атах (в оригинале это слово не имеет значения «заклятие», см. сноску к Чис 21.3).

Хоронаим (Ис 15.5)—см. Оронаим.

Хоронит (Неем 2.10,19; 13.28)—см. Санаваллат.

Хорошие Пристани (Деян 27.8)—бухта и гавань на южном побережье острова Крит.

Хорреи (пещерные) (Быт 14.6; 36.21,29,30; Вт 2.12,22)—древние обитатели горной страны Сеир (см. Сеир,а), которых изгнали идумеи, но, по-видимому, не полностью, ибо их старейшины упоминаются среди жителей земли Сеир (Быт 36.30).

Хоса (беглец) (1Пар 16.38; 26.10,11,16)—см. Иеиел,б.

Хосса (беглец) (Нав 19.29)—аналог. Аламелех.

Хофам (перстень с печатью)—а) (1Пар 7.32)—аналог. Иафлет,б;

б) (1Пар 11.44)—см. Ароерянин.

храм—центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Ц 5.5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар 3.1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.

Храмом в Священном Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Ц 1.9; 3.3; Пс 5.8; 26.4; 137.2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17; 6.19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (От 21.22; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).

В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и всё здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверны, ибо внутрь здания (очень небольшого по размерам и темного—см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.

Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.

1. Храм Соломона.

Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).

На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней—см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. Соломон).

Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1—5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора—глубиной 5м, средней части—глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира)—глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4—60м).

Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер 52.21) или 17,5м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.

С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).

На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).

Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть—«горницы») (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).

Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).

В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2Пар 4.1).

Храм строился 7,5 лет (3Ц 6.1,38) и был освящен около 962 г. до РХ.

Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Ц 14.26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Ц 14.14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Ц 16.8), а за ним—Езекия (4Ц 18.15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4Ц 21.5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Ц 24.13), а при втором (в 586 г. до РХ)—полностью разрушил его и сжег (4Ц 25.9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).

2. Храм Зоровавеля.

В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд 1.1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд 3.2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд 3.8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд 4.21), но, возможно, не полностью (Езд 5.16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (Езд 6.15).

По повелению Кира храм мог быть размерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд 6.3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг 2.3). В Мишне—одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг 2.9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.

3. Храм Ирода.

Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Ин 2.20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.

По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мк 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков—царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф 4.5 «крыло храма».

Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян 3.2,10).

Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).

Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мк 11.16), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мф 21.13) храм как и предсказал Господь (Лк 13.2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г.—мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим).

4. Храм Иезекииля.

В Иез 40—43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.

Этот храм—величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.

По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Ин 4.21-24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (От 21.22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез 43.7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.

храмина (Иов 4.19; 2Пет 2.13,14)—унизит. от «хоромы», то есть бедное жилище, земное тело человека.

хранилища (греч.—филактерион)—в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки, в которые вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие места Священного Писания: Исх 13.1-10; 13.11-16; Вт 6.4-9; 11.13-21. Эти коробочки на основании Исх 13.9; Вт 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной—мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и ещё немного свешиваться. Всё это должно было быть черного цвета и сделано евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день.

хризолиф (Исх 39.13; От 21.20)—хризолит, драгоценный камень зелёного (с жёлтым) цвета, родственный оливину, топазу и хризобериллу. Является одним из камней наперсника и одним из оснований нового Иерусалима (в других переводах—берилл) (в Исх 28.20 назван хрисолит). Это же слово в Песн 5.14; Иез 1.16; 10.9; 28.13; Дан 10.6 переведено как «топаз». (См. драгоценные камни).

хрисолит (Исх 28.20)—см. хризолиф.

хрисопрас (От 21.20)—хризопраз, одна из разновидностей халцедона, камень, родственный агату и ониксу. Является десятым основанием нового Иерусалима. (См. драгоценные камни).

Христиане (Деян 11.26; 26.28; 1Пет 4.16)—ученики и последователи Христа, все верующие в Него и уповающие исключительного на Него, исповедующие Его имя и несущие на себе поругание и отвержение Его миром. Как видно из приведенных мест, название это было дано впервые около 43 г. верующим в Антиохии, евреям и язычникам, отделившимся от своих народов, и было, очевидно, презрительной их кличкой.

христианство—это новая религия Римской империи, которая возникла в результате официального признания императором Константином в начале 4 в. веры первых Христиан в качестве догмы, и возведенная при следующем императоре Феодосии в ранг государственной религии, принадлежность к которой стала обязательной для всех граждан. Признано было христианство исключительно за его «практичность», ибо Константину было «видение» в виде креста и он победил в решающей битве, водрузив над собой «христианское» знамя (видимо, с этим крестом). Как всякое другое наследие Римской империи, новая религия стала и остается поныне одним из столпов всего цивилизованного мира.

Как всё в Римской империи, каноны и установления этой новой религии не подлежат сомнению и не пересматриваются, каждое слово Библии считается незыблемым и неизменным, хотя в ней имеется масса серьезных ошибок и неточностей. Такое христианство даже в его собственной среде называется «номинальным» и, конечно, оно не имеет ничего общего с истинным, то есть с принадлежностью Христу. Другими словами, оно есть чистое идолопоклонство, обрядовая официальная религия.

Нет в мире более великого, богатого и красочного нагромождения языческих пустышек, чем это мировое «христианство». То, что эта новая вавилонская башня носит имя Христа является самым неслыханным обманом в мире, вводя в заблуждение целые народы. Кто научил их креститься, учреждать вященников и называть их «отцами» (см. Мф 23.9)? Кто научил их поклоняться умершим людям («святым») и сохранившимся трупам—«мощам»? Разве что-нибудь подобное есть в Новом Завете или было такое у первых Христиан? Что у всего этого общего со Христом?

Суеверием своих «обрядов» и «священнодействий», почитанием «заступников» и «заступниц», бездумной преданностью традиции и «матушке-церкви», по богатству зданий и одежд верховных служителей христианство превосходит все другие религии. Выражение «христианский» широко употребляется в таких понятиях, как «христианский мир»(!), «христианские страны», «христианские науки», «христианские партии» и т.п. Христианство (членство в нем) постоянно преподносится как средство исцеления недугов, исправления характера, улучшения морали и пр., и пр.

Специальные миссионеры с хорошо разработанной наукой «обращения душ» устремляются в хорошо организованных и хорошо оплачиваемых экспедициях во все дальние страны и уголки планеты, агитируя, уговаривая, раздавая подарки. Такое христианство и слышать не хочет об отделенности от мира, напротив, оно добивается признания и одобрения в мире, считая себя единственно «правильной» религией, хотя является единственной, разделенной более, чем на 200 различных направлений, конфессий, деноминаций, сект. «Не любите мира, ни того, что в мире» (Ин 2.15)—говорит Христос, но что им до Него? У них есть своё «великое дело»!

Христианство в своей практической деятельности оперирует тщательно подобранным набором мест из Библии, постоянно повторяя, например, Ин 3.16 (конечно, извращая смысл) и никогда Иак 4.4. Оно легко пополняется всеми желающими «придти к Богу по зову сердца», оно предоставляет хорошо оплачиваемую работу своим специалистам, оно строится и управляется людьми, как любая другая организация в мире. Оно активно вовлечено во все мирские дела, тесно и добровольно координирует свои действия с мирскими организациями, вводя всех в заблуждение видимостью своего благочестия (Мф 23.28; 2Тим 3.5). Только совершенно слепые люди не видят фальши этого так называемого «христианства», но их, как и говорит Священное Писание, в мире подавляющее большинство (Мф 7.13). (См. Библия, воля человеческая, миссионерство, Павел Апостол, плен, религия, Рим, Церковь, церковь, язычники).

Христос, Иисус—Сын Божий, Господь и Бог, Спаситель и Искупитель душ избранных Своих по вечной любви и изволению Божию, о Котором повествует всё Священное Писание (Ин 5.39).

Слово Христос греческого происхождения и означает в переводе—Помазанник (по-еврейски Мессия, см.). Именно это слово в оригинале стоит в Дан 9.25-26. Хотя словом «помазанник» (мессия, христос) раньше назывались еврейские цари, первосвященники и пророки, после явления миру Иисуса Христа, вечного Царя, единственного Первосвященника и Пророка, это название сделалось исключительно и навсегда Его именем, самым дорогим именем для всех верующих (Деян 4.12).

Достоверных сведений о точных датах рождения, служения, смерти и воскресения Христа нет и о них можно говорить лишь приблизительно. В Лк 2.42 сказано, что Иисусу было 12 лет, когда Он приходил с родителями в Иерусалим и в Лк 3.23 сказано, что Ему было около 30 лет, когда Он вышел на служение. Однако эти даты не привязаны ни к каким другим событиям.

Косвенно год рождения Иисуса Христа можно представить из того факта, что царь Ирод, приказавший избить всех младенцев в возрасте до двух лет, сам умер в 3 или 4 году до РХ. С другой стороны достоверно известно, что Пилат служил в Иерусалиме с 26 до 36 года по РХ. Таким образом, остается предположить, что Иисус Христос родился около 4 года до РХ и в 26 году по РХ Ему было как раз 30 лет (см. Иоанн,а). Служил Он около трех лет (в Ин 2.13, 6.4 и 13.1 говорится о трех Пасхах за период Его служения), следовательно, Он умер и воскрес в 29 году по РХ.

Можно предположить и более раздвинутые даты, например, 10-й год до РХ и 30-й год по РХ, если иметь в виду Ин 8.57, но это выглядит намного произвольнее, чем в первом случае.

Хуб (Иез 30.5)—еврейское слово, означающее Ливия. На втором месте в данном стихе в оригинале стоит Фут.

Хуза (Лк 8.3)—некий царедворец Ирода.

Хуккок (вытесанный) (Нав 19.34)—один из пограничных городов удела Неффалимова (положение не известно).

Хукок (1Пар 6.75)—см. Хелкаф.

Хул (круг) (Быт 10.23; 1Пар 1.17)—один из сыновей (потомков) Арама (Сима), родоначальник одного из племен, живших в Сирии.

хула—высказанное поношение, злословие имени Бога, которое по закону должно было караться смертью (Лев 24.11.16; Иов 2.9). Возможно, также, что хулой является и не высказанное, но осуществляемое в мыслях или в поступках оскорбление Духа Святого (ср. Еф 4.30; Евр 10.29). Никакая хула Духа Святого прощена не будет (Мк 3.28-29; 1Ин 5.16; Евр 10.26). (См. богохульство).

Хумта (Нав 15.54)—аналог. Афека.

Хупим (1Пар 7.12,15)—аналог. Ард (в Быт 46.21 назван Хуппим, в Чис 26.39—Хуфам, а в 1Пар 8.5—Хурам).

Хуппим (Быт 46.21)—см. Хупим.

Хур (белизна, чистота)—а) (Чис 31.8; Нав 13.21)—аналог. Евий;

б) (1Пар 2.19,20,50; 4.1,4)—см. Ор,а;

в) (Неем 3.9)—отец (предок) Рефаии.

Хурай (1Пар 11.32)—см. Иддай.

Хурам (1Пар 8.5)—см. Хупим.

Хурий (1Пар 5.14)—аналог. Буз,а.

Хус—(Пс 7.1)—вениамитянин, возможно, враг Давида;

б) (Ис 11.11)—см. Хуш,а.

Хусарсафем (вдвойне злой Хушай, то есть, ефиоплянин) (Суд 3.8,10)—царь месопотамский.

Хусий (поспешный или ефиоплянин)—а) (2Ц 15.32,37; 16.16-18; 17.5-8,14,15; 1Пар 27.33)—Архитянин (см.), друг Давида (возможно, он же назван Хушай в 3Ц 4.16);

б) (2Ц 18.21-23,31-32)—один из воинов Давида (возможно, ефиоплянин);

в) (Соф 1.1)—отец пророка Софонии.

Хусия (поспешный или ефиоплянин) (Иер 36.14)—один из предков Иегудия (возможно, ефиоплянин).

Хуфам (Чис 26.39)—см. Хупим.

Хуш—а) (Быт 10.6-8; 1Пар 1.8-10)—один из сыновей Хама и народ, населявший земли южнее Египта (Ефиопию) (В Ис 11.11 назван Хус) (cм. Ефиопия);

б) (1Пар 4.4)—в оригинале «Хуша», город или местность, основателем или начальником которой был Езер.

Хушай—а) (3Ц 4.16)—см. Хусий,а;

б) (покров) (1Пар 24.13)—в оригинале «Хуппа», священник из рода Елеазара, глава тринадцатой чреды.

Хушам (торопливый) (Быт 36.34,35; 1Пар 1.45,46)—аналог. Хамла.

Хушатянин (2Ц 21.18; 23.27; 1Пар 11.29; 20.4; 27.11)—см. Мебуннай.

Хушим—а) (Быт 46.23)—сын (потомок) Дана (в Чис 26.42,43 назван Шухам);

б) (1Пар 7.12)—сын (потомок) Ахера.

Хушима (1Пар 8.8,11)—аналог. Баара.

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>