<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

Ч

чадо—ребенок, дитя, отпрыск, но в некоторых местах в оригинале записано: люди (Лк 20.34), дела (Мф 11.19), сын (Лк 16.25).

чародей—производящий магические действия, чародействия (2Пар 33.6; Мих 5.12). Полагают, название происходит от гадания по воде в чаше (чаре), которое было принято у халдеев. (См. волхвы).

чары (Исх 7.11,22; 8.7,18)—действия волшебников, чародеев и их результаты.

час—в общеизвестном смысле, как 1/24 часть суток, вошел в обиход только в 4 в. по РХ, хотя впервые упоминается в Дан 4.16. В древности было известно деление дня и ночи на 12 «часов» (частей, времен) (Ин 11.9; Деян 23.23), но эти «часы» менялись по длительности в зависимости от сезона, так как день и ночь разделялись заходом и восходом солнца. Поэтому часы 3й, 6й и 9й (установленные часы молитвы—Мф 27.45,46; Мк 15.25,33; Деян 2.15; 10.3,9,30) только примерно соответствуют 9, 12 и 15 часам дня. Это говорит, видимо, просто о делении светлой части дня на четыре части, которое евреи заимствовали из вавилонского обихода (Неем 9.3), и которое использовали также и в деловой жизни (Мф 20.3,5,6). В Ин 19.14, очевидно, употреблено римское время, исчислявшееся от полуночи. (См. также стража).

чаша—во многих местах означает: участь, мера, достояние (Пс 10.6; 15.5; 22.5; 74.9; 115.4; Ис 51.17; Плач 4.21; Иез 23.31,32; Авв 2.16; Мф 20.22; 26.39; 1Кор 10.21).

чаяние (Иов 6.8; 30.26; Лк 2.25; Деян 23.6)—желание, ожидание.

человек—последнее творение Бога в череде Его основных этапов творения, высшее существо среди всех живых существ, единственное, которому Бог придал в определенном смысле Свой образ (Быт 1.26; 5.1-2).

Как видно из Быт 1.26-28 и Быт 2.7-8,15-25 творение человека (людей) совершалось двумя путями (этапами или фазами). Один человек («плодитесь, размножайтесь») создавался постепенно, массово, обоих полов сразу, может быть продолжительное время, не разом. Этот человек распространялся по земле, овладевал ею и приспосабливался к условиям жизни, определенным образом эволюционировал. Не сказано, что в этого человека Бог вдунул душу (см.), хотя он, конечно, был живым существом и в нем циркулировала кровь, которая является потенциальным носителем души. Душа в нем, по-видимому, была такая же, как и у животного (просто жизнь), которая после смерти погибала и уходила в землю вместе с телом. В Писании есть указания на то, что не все поголовно будут оживлены в конце веков (Пс 48.20-21; 91.8; Ис 26.14; Иер 51.39,57; Дан 12.2); по-видимому, это те из людей, которые были и пройдут как небывшие, без души, не одухотворенные (Авд. 1.16).

Другой же человек, Адам был создан персонально, сразу, на каком-то этапе жизни тех, других людей и поселён в специально насаждённом для этого саду, в раю, чтобы охранять и возделывать его (не всю землю). В него, сказано, Бог вдунул дыхание жизни, душу, чтобы впоследствии заботиться о нем и его потомках. Все, что дальше говорится о людях в Священном Писании, относится исключительно к потомкам Адама. Для Адама Бог специально сотворил пару (помощницу) и ему одному дал первую заповедь (наказ)—«не вкушать от дерева познания добра и зла». Когда же Адам согрешил и был изгнан из рая, Бог особо позаботился о том, чтобы он не мог больше вкусить от дерева жизни, от которого раньше ему не было запрещено вкушать (см. смерть). Покинув рай, Адам с Евой соединились с другими людьми (см.), которые уже были в процессе наполнения земли (Быт 6.1-2, причем здесь «сынами Божиими» названы потомки Адама, которые брали себе жен из прочего народа—дочерей человеческих). Не известно, сколько времени Адам с Евой жили в раю, не размножались, оставались нагими и не стыдились, ибо счет времени в Писании начался только после изгнания их из рая (Быт 5.2). После этого Писание довольно подробно говорит о потомках Адама (Быт 5.3-32), затем о потомках Ноя (Быт 10.1-32), затем Авраама, Исаака, Иакова (Израиля) вплоть до Иисуса Христа (второго Адама), которому Бог вручил и всех избранных Его из Его избранного народа и некоторых из язычников (см.). В этом описании в общем-то заключается всё Писание! Другими словами, оно говорит о Боге, Который есть всегда, а всё остальное—это только среда, в которой Он проявляет Себя (Рим 1.20) и человек есть самая непосредственная из всех природных сред, потому что она высшая форма природы и образоподобная.

В некоторых местах словом «человек» обозначается мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7).

Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем все верующие снова являются причастниками Божеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4).

Тело человека, которое часто принимается за самого человека—это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком—есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. Адам, вера, день, дух, душа, закон, искупление, народ, плоть, смерть, творение).

человекохищник (1Тим 1.10)—работорговец или похититель людей (с целью продажи или получения выкупа) (ср. Исх 21.16; От 18.13).

человеческие жертвы—см. проводить через огонь.

червленый (Исх 25.4; 26.1,31,36; 39.1-3,24,29; Лев 14.4,6,49,51; Чис 19.6; Нав 2.18,21; Евр 9.19)—ярко-красного цвета. В этот цвет красились ткани, по-видимому, уже в глубокой древности—это же слово в оригинале стоит и в Быт 38.28. (См. багряница).

череда (1Пар 23.6; 25.8; 2Пар 8.14; 23.8; 31.2; 35.10; Езд 6.18)—очередь или смена, по которой заступали на определенное время на службу священники (1Пар 1.24) и левиты.

Чёрмное море—нынешние Суэцкий и Акабский заливы Красного моря, омывающие Синайский полуостров соответственно с западной и восточной сторон (Акабский залив имеется в виду в Исх 23.31; Чис 14.25; 21.4; Вт 1.40; 3Ц 9.26; Иер 49.21) (в Исх 11.85 море названо Египетским). Слово «чёрмный» в старорусском языке означало «красный» (как и червленый). В оригинале стоит: Тростниковое море.

чернила (Иер 36.18; 2Ин 12; 3Ин 13; 2Кор 3.3)—в древности изготовлялись из сажи, смешанной с водой с добавлением какого-либо клейкого вещества. (См. ученость).

чёрное дерево (Иез 27.15)—или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной, коричневой и чёрной древесиной. (См. красное дерево).

чернуха (Ис 28.25,27)—происхождение и значение слова не известны (возможно, чернушка?—травянистое растение из семейства лютиковых, черные семена которого употребляются на востоке как пряность). В других переводах: тмин, укроп.

черпать и проливать воду (1Ц 7.6)—означает, по-видимому, изливать свое сердце пред Богом (ср. Пс 6.9; Плач 2.19).

черта (Мф 5.18; Лк 16.17)—маленький знак над буквой, отличающий её от другой, схожей буквы (то есть мельчайшая подробность).

чертеж (4Ц 16.10; 1Пар 28.11,12)—см. ученость.

чертог—дом, место обитания (Ам 9.6). Чертог брачный—дом во время свадьбы или особое помещение для жениха, которое иногда устраивается на востоке (Мф 9.15).

четверица (Деян 12.4)—четверка солдат для дежурства в каждую из четырех страж ночи (двое внутри, двое снаружи тюрьмы).

четвертовластник (Мф 14.1; Лк 3.1; 9.7; Деян 13.1)—правитель над четвертой частью царства Ирода Великого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (См. Ирод).

четвёртый род (Быт 15.16; Исх 20.5; 34.7; Чис 14.18; Вт 5.9; Иов 42.16)—иносказательное выражение, чаще всего означающее «все потомки» или «многие потомки». При исчислении израильтян в пустыне Синайской главным в колене Иудином был Наассон, который является шестым поколением от Израиля (Иуда-Фарес-Есром-Арам-Аминадав-Наассон, см. 1Пар 2.1-10), но и его имя надо понимать, как название главенствующего рода, при котором уже жили следующие поколения. И.Навин, введший израильтян в Ханаанскую землю, был двенадцатым от Израиля (см. 1Пар 7.23-27; Нон; ср. Аммиуд,а). Иаков со своими детьми (то есть с четвертым поколением от Авраама) только вошел в Египет (Быт 46.8,26). Следовательно, в Быт 15.16 этим понятием охватывается не буквально четвертое поколение от Авраама—сыновья Иакова, но все его потомки (см. сын). Аналогичный смысл оно имеет, видимо, и в других указанных местах.

четыре—число рек рая (Быт 2.10),

число рядов камней наперсника (Исх 28.17),

число дней оплакивания (Суд 11.40),

число ведер (3Ц 18.34),

число прокаженных (4Ц 7.3),

число казней (Иер 15.3; Иез 14.21),

число животных (Иез 1.5; От 4.6),

число колес (Иез 10.9),

число лиц (Иез 10.14),

число отроков (Дан 1.17),

число ветров (Дан 7.2),

число зверей (Дан 7.3),

число рогов (Дан 8.8,22; Зах 1.18),

число колесниц и духов (Зах 6.1,5),

время нахождения Лазаря в гробе (Ин 11.17),

количество частей одежды (Ин 19.23),

число дочерей Филиппа (Деян 21.9),

число людей (Деян 21.23),

число связанных ангелов (От 9.14).

Число четыре (иногда в соединении с числом три) означает часто какое-то неопределенное (большое?) количество (Пр 30.15,18,21,24,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6) (ср. четвертый род).

Число четыре есть число рогов (углов) жертвенника, стран света, ветров и концов земли (От 7.1 и др.).

четыреста—время пленения еврейского народа в Египте (Быт 15.13),

число девиц (Суд 21.12),

число пророков (3Ц 18.19; 22.6).

чечевица (Быт 25.34; 2Ц 17.28; 23.11; Иез 4.9)—род травянистых растений семейства бобовых и их семена круглой выпуклой формы, употребляемые в пишу.

чин (Пс 109.4; Евр 5.6,10; 6.20; 7.11,17,21)—образ, значение (слово православного обихода, не совсем уместное здесь).

Числа, книга—четвертая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги появилось только в греческих переводах, очевидно, в связи с описаниями двух переписей (в еврейском тексте книга называется первыми словами книги: «В пустыне»). Книга покрывает более, чем 38-летний период истории израильского народа и повествует о его жизни в пустыне от второго года после выхода из Египта до приготовления ко входу в обетованную землю. Эта книга могла бы быть также названа «Ропот и жалобы», ибо блуждание в пустыне было одной из позорнейших страниц в истории народа. От первой до второй переписи дожили только Моисей, И.Навин и Халев. В Новом завете имеются важные ссылки на суровую историю, изложенную в этой книге (см. Рим 15.4; 1Кор 10.1-11).

число—хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В древности, когда цифры ещё не были изобретены (у евреев—вплоть до Маккавейского периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20).

Многие древние философы, особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало всё в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле всё объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.

число зверя (От 13.18; 14.2)—в связи с отмеченным выше присвоением числового значения буквам древних алфавитов, некоторые полагают, что число это может означать какое-либо имя или понятие, сумма числовых значений букв которого составляет 666. Такими словами могут быть: «Латейнос» (означает по-гречески всё латинское; предложено Иеронимом), «Нерон кесарь», «Бонапарт» и даже «Мартин Лютер». Следует отметить, что в некоторых манускриптах это число читается как 616. (См. шестьсот шестьдесят шесть).

чистый—свободный от нечистоты (см.).

чрево—живот, внутренность. (См. утроба).

чревовещатель (Ис 8.19; 29.4)—умеющий говорить глухо или без движений губ и лица (изнутри, из чрева).

чреда (Лк 1.5,8)—см. череда.

чресла—бедра, поясничная часть тела. Слово символизирует крепость мужчины и в некоторых местах русской Библии употребляется в переносном смысле (Быт 35.11; 1Пет 1.13). В оригинале в этих местах стоит: «из твоего тела», «приготовьте ум ваш»; также и в других аналогичных местах.

чудо—событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян 8.6, ср. ст. 13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечном смысле направлено к прославлению Бога (Ин 12.28).

Самым великим чудом является пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2.22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земного служения сотворил бессчетное число чудес (Ин 21.25). В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом, 6—изгнания бесов, 10—чудес над силами природы, 3—воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4.23-24; 9.35; 15.30-31; 19.2; Мк 1.34; 6.46; Лк 4.40; 6.18-19; 7.22; Ин 2.23; 20.30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2.43; 5.12; 14.3; 15.12), Стефан и Филипп (Деян 6.8; 8.6), хотя о них и нет конкретных записей в Священном Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей, человек Божий в Вефиле (3Ц 13).

Совершение чудес всегда имело свою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5.30; Лк 8.46). Также сказано, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Ап. Павел пережил несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, «жало в плоти». Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь народ вошел.

В Священном Писании упоминаются и ложные чудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2.9; От 13.14). Такие чудеса совершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8.18-19). (См. видение).

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>