<<<   БИБЛИОТЕКА

 

Глава 9

1.  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:

2.  ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".

3.  За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",

4.  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,

5.  а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6.  При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

7.  а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

8.  Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.

9.  Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,

10.  и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

11.  Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12.  и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13.  Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14.  то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15.  И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16.  Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,

17.  потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18.  Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19.  Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,

20.  говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21.  Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22.  Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23.  Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

24.  Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,

25.  и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;

26.  иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27.  И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,

28.  так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

 

Глава 10

1.  Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

2.  Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3.  Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,

4.  ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5.  Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6.  Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7.  Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8.  Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил",

9.  потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10.  По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11.  И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

12.  Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,

13.  ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14.  Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15.  О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:

16.  Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,

17.  и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

18.  А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

19.  Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,

20.  который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,

21.  и имея великого Священника над домом Божиим,

22.  да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,

23.  будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

24.  Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

25.  Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

26.  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,

27.  но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

28.  Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,

29.  то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

30.  Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.

31.  Страшно впасть в руки Бога живаго!

32.  Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

33.  то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;

34.  ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35.  Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36.  Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37.  ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38.  Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39.  Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

 

Глава 11

1.  Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2.  В ней свидетельствованы древние.

3.  Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4.  Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5.  Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6.  А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7.  Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8.  Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9.  Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10.  ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11.  Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12.  И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13.  Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

14.  ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15.  И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;

16.  но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17.  Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18.  о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19.  Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20.  Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21.  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22.  Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23.  Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24.  Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25.  и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26.  и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27.  Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28.  Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29.  Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули.

30.  Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31.  Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32.  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33.  которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34.  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35.  жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36.  другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37.  были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38.  те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39.  И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40.  потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

Глава 12

1.  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2.  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3.  Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4.  Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

5.  и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6.  Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7.  Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8.  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9.  Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10.  Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11.  Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12.  Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

13.  и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

14.  Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

15.  Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;

16.  чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

17.  Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

18.  Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,

19.  не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,

20.  ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);

21.  и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете".

22.  Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

23.  к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

24.  и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

25.  Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

26.  Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

27.  Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28.  Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

29.  потому что Бог наш есть огнь поядающий.

 

Глава 13

1.  Братолюбие между вами да пребывает.

2.  Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

3.  Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

4.  Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

5.  Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,

6.  так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

7.  Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8.  Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9.  Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10.  Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11.  Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, –

12.  то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13.  Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;

14.  ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15.  Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16.  Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17.  Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18.  Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19.  Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20.  Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа],

21.  да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

22.  Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

23.  Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24.  Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

25.  Благодать со всеми вами. Аминь.

 


<<<   СОДЕРЖАНИЕ