<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

Г

Гаал (непринятие, отвержение) (Суд 9.26,28,30,31,35-37,39,41)—сын (потомок) Еведа, житель Сихема, поднявший возмущение против Авимелеха.

Гааш (Нав 24.30; Суд 2.9)—гора в уделе Ефремовом, близ которой был похоронен И.Навин (во 2Ц 23.30 названа Нахле-Гааш, а в 1Пар 11.32—Нагале-Гааш).

Габбай (сборщик податей) (Неем 11.8)—аналог. Асаия,г.

Гаваон (холмистый)—а) священнический город удела Вениаминова на северо-запад от Иерусалима. До прихода евреев был главным городом евеев (Нав 11.19), которые хитростью сумели заключить союз с И.Навиным и сохранить свою жизнь (Нав 9.15). Над этим городом во время битвы израильтян с аморреями Господь по слову И.Навина остановил солнце (Нав 10.13). Здесь долгое время находилась скиния и здесь Господь во сне явился Соломону (3Ц 3.5). В настоящее время на месте города расположено небольшое селение Эль-Джиб с остатками Гаваонского пруда (2Ц 2.13) (см. Гева, Массифа,в, скиния);

б) (Зах 14.10)—см. Гева.

Гаваонитяне—жители Гаваона, при этом во 2Ц 21.1-4,9 имеются в виду коренные его жители—евеи (Нав 9.7), которые во 2Ц 21.2 названы аморреями. В 1Пар 8.29; 9.35, очевидно, имеются в виду израильтяне, потомки Вениамина.

Гавафа (садовник) (Есф 2.21; 6.2)—один из евнухов-привратников во дворце Артаксеркса (Ксеркса) (в оригинале стоит другое имя—Бикхан, что значит «дар судьбы»).

Гавафон (холм, возвышенное место) (3Ц 15.27; 16.15,17)—аналог. Бене-Верак (отдан левитам) (в Нав 19.44; 21.23 назван Гиввефон, в 1Пар 6 не упомянут).

Гавая (2Ц 5.25)—см. Гева.

Гаввафа (возвышение) (Ин 19.13)—площадка, место судилища, как видно, расположенное вне претории. Греческое её название (Лифостротон) показывает, что она была выложена каменной мозаичной кладкой.

Гавриил (человек Божий) (Дан 8.16; 9.21; Лк 1.19,26)—Ангел (вестник) Божий, явившийся Даниилу, Захарии и Марии.

Гагедолим (великие) (Неем 11.14)—отец (предок) Завдиила (возможно, это не имя и выражение следовало перевести: «сын великих»). (См. имя).

Гагрий (1Пар 11.38)—отец (предок) Мивхара.

Гад (счастье, удача)—а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену—обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан ещё до входа Израиля в обетованную землю (см. колена Израилевы);

б) (1Ц 22.5; 2Ц 24.11,13,14,18,19; 1Пар 21.9,11,13,18,19; 29.29; 2Пар 29,25)—прозорливец Давида;

в) (Ис 65.11)—языческое божество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (См. Мени).

Гадад (Быт 36.35,36; 1Пар 1.46,47)—сын (потомок) Бедада, один из царей едомских.

Гададриммон (Зах 12.11)—город удела Манассиина в долине Изреельской рядом с Мегиддо.

гадание (Быт 44.5; Лев 19.26; Чис 12.8; 4Ц 17.17; 21.6; 2Пар 33.6; Иер 14.14; Иез 21.21,29; Мих 5.12)—попытка угадывания или предсказания событий. Гадание было строго запрещено законом (Лев 19.26). В Пс 77.2 слово «гадание» означает «тайна». (См. волхвы, прорицатель).

Гадар (Быт 36.39; 1Пар 1.50,51)—один из царей едомских.

Гадаринская страна (Мк 5.1; Лк 8.26,37)—местность на восток от Геннисаретского озера, названная так по городу Гадара (в Мф 8.28 названа Гергесинской, очевидно, по другому городу—Гераса, расположенного значительно дальше на юго-восток, чем первый).

Гадасса (мирт) (Есф 2.7)—первоначальное имя Есфири.

гадатели (Вт 18.10,14; Иер 29.8; Дан 2.27; 5.7,11; Мих 3.7)—предсказатели, прорицатели. (См. волхвы).

Гаддиил (Бог мое счастье) (Чис 13.11)—сын (потомок) Содия, представитель колена Завулонова среди разведчиков земли.

Гаддий (счастливый) (Чис 13.12)—сын (потомок) Сусия, представитель колена Манассиина среди разведчиков земли.

Гадер—а) (стадо) (Быт 35.21)—город или местность (положение не известно);

б) (стена) (Нав 12.13)—один из городов, покоренных И.Навиным (возможно, он же в 1Пар 2.51 назван Бефгадер). (См. Гедеритянин).

Гадий (Гадов) (4Ц 15.14,17)—отец (предок) Менаима.

Гадитянин (2Ц 23.36)—прозвище Бани, очевидно, по его происхождению из колена Гадова.

Гадова долина (2Ц 24.5)—по-видимому, долина некоей горной реки, протекавшей южнее Ароера (в других переводах названа ущельем). (См. долины).

Гадова страна (1Ц 13.7)—удел Гадов.

Гадорам (Быт 10.27; 1Пар 1.21)—аналог. Алмодад.

гады (Быт 1.25; 7.14,21; 8.19; Лев 22.5)—пресмыкающиеся (ползающие) животные (ящерицы, змеи и т.п.).

Гаенам (место источников) (Нав 15.34)—аналог. Адифаим. (См. Енаим).

Газа (Быт 10.19; Вт 2.23; Нав 10.41; 11.22; 13.3; 15.47; Суд 1.18; 16.1,2,21; 3Ц 4.24; 4Ц 18.8; Иер 25.20; 47.1,5; Ам 1.6,7; Соф 2.4; Зах 9.5; Деян 8.26)—один из пяти главных филистимских городов, отданный по жребию колену Иудину, но так и не взятый им. Расположен на берегу Средиземного моря южнее остальных филистимских городов. (См. Филистимляне).

Газез (стригущий)—а) (1Пар 2.46а)—один из сыновей (потомков) Халева;

б) (1Пар 2.46б)—сын Харана, сына Халева (но, может быть, предыдущий—см. сын).

Газер (Нав 10.33; 12.12; 16.3,10; Суд 1.29; 2Ц 5.25; 3Ц 9.15-17; 1Пар 14.16; 20.4)—левитский город на западной границе удела Ефремова (в Нав 21.21; 1Пар 6.67; 7.28 назван Гезер, а во 2Ц 21.18,19—Гоб).

Газзам (Езд 2.48; Неем 7.51)—аналог. Аккув,в.

Гаий—а) (Деян 19.29)—македонянин, спутник ап. Павла;

б) (Деян 20.4)—дервянин (из Дерв), сопровождавший ап. Павла на пути в Малую Азию;

в) (3Ин 1)—один из любимых учеников ап. Иоанна, возможно, следующий;

г) (Рим 16.23; 1Кор 1.14)—коринфянин, которого крестил ап. Павел и в доме которого, очевидно, часто собирались и останавливались верующие (возможно, предыдущий).

Гай—а) (Быт 12.8; 13.3; Нав 7.2,3-5; 8.1-3,5,9,10,12,14,17,18,20,21,23-26,28,29; 10.1,2; 12.9; Езд 2.28; Неем 7.32; 11.31)—город в уделе Вениаминовом восточнее Вефиля, который после поражения был превращен И.Навиным в вечные развалины, но позже был вновь отстроен. Теперь на его месте нет ничего (в Ис 10.28 назван Аиаф);

б) (Чис 21.20)—моавитский город на вершине Фасги (то есть в наиболее высоких местах указанных гор);

в) (Иер 49.3)—аммонитский город, как полагают, рядом с Есевоном.

Гаккатан (маленький) (Езд 8.12)—отец (предок) Иоханана.

Гаккоц (терн, колючка)—а) (1Пар 24.10)—священник из рода Елеазара, глава седьмой священнической чреды;

б) (Езд 2.61; Неем 7.63)—один из предков священников, вернувшихся из плена с Зоровавелем и исключенных из священства, так как не могли найти своей родословной записи;

в) (Неем 3.4,21)—предок Меремофа (возможно, предыдущий).

Галаад (неровный)—а) обширная область на восток от Иордана, простирающаяся от реки Арнон на юге до Васана на севере (4Ц 10.33). Эта земля славилась хорошими пастбищами, богатой растительностью и была отдана коленам Рувимову и Гадову. Иногда этим именем называется вся земля на восток от Иордана (Вт 34.1; Нав 22.9). Судьи Израиля Иаир (Суд 10.3) и Иеффай (Суд 11.1), а также пророк Илия (3Ц 17.1) были родом из Галаада (во времена Христа эта область называлась Перея);

б) (холм свидетель) (Быт 31.47-48)—название груды камней (написание в оригинале отличается от других мест), насыпанной Иаковом в честь примирения с Лаваном (в ст. 49 названа Мицпа, Лаван назвал её по-арамейски Иегар-Сагадуфа);

в) (Чис 26.29,30; 27.1; Нав 17.1,3; Суд 11.1,2; 1Пар 2,21; 7.14)—сын Махира, сына Манассии;

г) (1Пар 5.14)—аналог. Буз,а;

д) (Ос 6.8; 12.11)—город в Галааде, возможно, Рамоф,а.

Галал—а) (1Пар 9.15)—аналог. Авда,б;

б) (1Пар 9.16; Неем 11.17)—один из предков Авды (см. Авда,б).

Галатам, Послание ап. Павла—16я книга Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла к верующим в Галатии, написанное им около 57 г. из Ефеса (или Македонии, или Коринфа) незадолго перед написанием Послания к Римлянам. В нем ап. Павел обличает тех, кто принял благую весть о спасении через веру, но потом снова вернулся под ярмо закона. Оно является наиболее сильным Посланием ап. Павла, болевшего за чистоту и полноту обращения своих подопечных.

Галатия (Деян 16.9; 18.23; 1Пет 1.1; 1Кор 16.1; Гал 1.2; 3.1; 2Тим 4.10)—провинция (область) Малой Азии, заселенная переселившимися сюда и смешавшимися с местным населением кельтами (галлами). Их племена в 389 г. до РХ напали на Рим и сожгли его, затем, 100 лет спустя проникли вдоль Дуная во Фракию и Грецию, произведя там страшное опустошение, и, наконец, пришли в Малую Азию, где и осели. В 26 г. по РХ их область была покорена римлянами и обрела более упорядоченную и даже процветающую жизнь. Ап. Павел проповедовал здесь Евангелие во время своих второго и третьего проповеднических путешествий.

Галгал (круг)—а) (Вт 11.30; 4Ц 2.1; 4.38)—город или местность в районе Сихема;

б) (Нав 4.19,20; 5.9,10; 9.6; 10.6,7,9,43; 14.6; Суд 2.1; 1Ц 7.16; 10.8; 11.14,15; 13.7,8,12,15; 15.33; 2Ц 19.15; Ос 4.15; 9.15; 12.11; Ам 4.4; 5.5; Мих 6.5)—место первой стоянки израильтян после их перехода Иордана. Здесь они установили двенадцать камней, взятых из реки, здесь были обрезаны и праздновали первую Пасху в земле обетованной, здесь было снято с них «посрамление Египетское». Расположен Галгал между Иорданом и Иерихоном (возможно, он же в Неем 12.29 назван Беф-Гаггилгал);

в) (Нав 12.23)—один из Ханаанских царских городов (или земель) (положение не известно);

г) (Нав 15.7)—место или город на границе удела Вениаминова между Иерусалимом и Иорданом (в Нав 18.17 названо Гелилоф).

галгал (Иез 10.13)—этот стих в оригинале дословно записан так: «Колеса те я слышал были названы вращающимися колесами».

Галилейское море (Мф 4.18; 15.29; Мк 1.16; 7.31; Ин 6.1)—пресноводное озеро, размерами в длину около 20 км и в ширину около 12 км, богатое рыбой и расположенное в живописной местности между плодородной Галилеей и богатым пастбищами Васаном. Наибольшая глубина озера составляет 60м и его поверхность на 240м ниже уровня Средиземного моря. На его берегах и в прибрежных городах (особенно в Капернауме) Иисус провел большую часть Своего земного служения. С севера в это озеро втекает, а с юга из него вытекает Иордан. Оно также называется:

Галилея (округ)—область севернее Самарии на запад от Галилейского моря. В Галилее были расположены те города, которые Соломон отдал царю Тирскому (3Ц 9.11), и она называлась страной языческой (Ис 9.1; Мф 4.15). Здесь были расположены уделы Асиров, Неффалимов, Завулонов и Иссахаров. Галилея, особенно южная, славилась богатой растительностью и множеством источников и рек. Почти каждый её холм был виноградник, а долина—хлебное поле. В Назарете жил молодой Иисус. В Галилее Господь, явив Себя миру, провел большую часть Своего земного служения, здесь Он совершил большую часть известных нам чудес. Галилея (как и Самария, Иудея, Идумея, Перея и Десятиградие) была отдельной римской провинцией и частью израильского царства. Галилеяне были в презрении у иудеев за их смешение с язычниками и нечистую религию. Отличались они и выговором (Мк 14.70). Все Апостолы Христовы были галилеянами, за исключением Иуды Искариота, который был из Иудеи. (См. язычники).

Галилеяне (Лк 13.1,2а)—последователи Иуды Галилеянина (Деян 5.37), который, основываясь на словах закона (Вт 17.15), призывал бороться со всякой иноземной властью (не из евреев). В 6 г. по РХ он возглавил бунт против римлян, который был буквально потоплен в крови, ибо в своей борьбе Галилеяне шли на любые крайности, не считаясь ни с собой, ни с друзьями, ни с родными. Этим прозвищем служащие первосвященника пытались очернить и ап. Петра, и Самого Господа (Мф 26.69; Мк 14.70). (См. Зилот).

Галим (груды) (Ис 10.30)—город удела Вениаминова, по-видимому, недалеко от Гивы и Бахурима (в 1Ц 25.44 назван Галлим).

Галлим (1Ц 25.44)—см. Галим.

Галлион (Деян 18.12,14,17)—брат известного философа Сенеки, судья. В 53 г. по РХ был назначен проконсулом Ахаии и проявил себя мудрым правителем. По свидетельству Иеронима, он, по приговору Нерона, в 65 г. покончил с собой (как и его брат до него).

Галлохеш (ворожей, обаятель) (Неем 3.12)—отец (предок) Шаллума (в Неем 10.24 назван Лохеш).

Галменюхот (1Пар 2.52)—в оригинале два слова «Хаци, Галменюхот» не являются именами собственными, а означают: «половина Манахафян» (как и в ст. 54). (См. Манахаф,а).

Гам (Быт 14.5)—место в земле Замзумимов.

Гамадимы (Иез 27.11)—«воины из Гамады» или «отборные воины» (точное значение не известно).

Гамалиил (награда Божия)—а) (Чис 1.10; 2.20; 7.54,59; 10.23)—сын (потомок) Педацура, главный в колене Манассиином при исчислении израильтян в пустыне Синайской;

б) (Деян 5.34; 22,3)—фарисей, известный законоучитель, член синедриона, по преданию—внук Гиллеля.

Гаммифкад (контроль, проверка) (Неем 3.31)—одни из ворот храма или дворца (слово «проверка» передано как название ворот). (См. имя, храм).

Гамона (множество) (Иез 39.16)—аллегорическое название города (места) погребения многочисленных полчищ Гога, пораженных Господом.

Гамул (вознагражденный) (1Пар 24.17)—священник из рода Ифамара, глава двадцать второй чреды священников.

Гапицец (рассеяние) (1Пар 24.15)—священник из рода Ифамара, глава восемнадцатой чреды священников.

Гараккахим (составитель мазей) (Неем 3.8)—профессия Ханании переведена как имя отца (в оригинале: «Ханания, один из составителей мазей...»). (См. имя).

Гаран (1Пар 23.9)—аналог. Берия,г.

Гараритянин (горный, горец)—а) (2Ц 23.11,33; 1Пар 11.34)—см. Шаге;

б) (1Пар 11.35)—см. Араритянин.

Гареб (грубый) (2Ц 23.38; 1Пар 11.40)—Итритянин (Ифриянин), один из главных воинов Давида.

Гарив (грубый) (Иер 31.39)—один из холмов рядом с Иерусалимом.

Гаризим (Вт 11.29; 27.12; Нав 8.33; Суд 9.7)—гора в центре Палестины, в уделе Ефремовом, с которой произносились благословения. Напротив нее, севернее, расположена гора Гевал (несколько выше первой), с которой произносились проклятия. Сихем (нынешний Наблус) расположен между этими горами. Гора Гаризим впоследствии стала священной горой самарян (Ин 4.20).

Гарми (1Пар 4.19)—в оригинале весь стих читается иначе: «Сыновья жены Годии, сестры Нахама были: отец Кеилы, Гармит, и Ешфемоа, Маахатянин», поэтому Гармит означает, видимо, название семьи. (См. имя).

Гародитянин (1Пар 11.27)—см. Хародитянин.

Гарое (1Пар 2.52)—один из сыновей (потомков) Шовала из колена Иудина (в 1Пар 4.2 назван Реаия).

Гарум (возвышенный) (1Пар 4.8)—отец (предок) Ахархела (в оригинале не ясно).

Гассенуя (1Пар 9.7)—один из предков Саллу.

Гассофереф (Езд 2.55)—аналог. Амий (в Неем 7.57 назван Софереф).

Гафам (слабый, хилый) (Быт 36.11,16; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.

Гафах (Есф 4.5,6,9,10)—евнух, приставленный служить царице Есфири.

Гаф-Риммон (точило, пресс для выжимания гранатового сока)—а) (Нав 19.45; 21,24; 1Пар 6.69)—аналог. Бене-Верак;

б) (Нав 21.25)—см. Билеам.

Гафхефер (точило источника) (4Ц 14.25)—город в уделе Завулоновом недалеко от Назарета. В этом городе родился или жил пророк Иона (в Нав 19.13 назван Геф-Хефер).

Гахалия (Неем 10.1)—см. Ахалия.

Гахам (горячий, сожженный) (Быт 22.24)—один из сыновей Нахора, брата Авраама, от Реумы.

Гахар (убежище) (Езд 2.47; Неем 7.49)—аналог. Аккув,в.

Гахила (тьма, мрак) (1Ц 23.19; 26.1,3)—холм в пустыне Зиф (см. Зиф,б).

Гахироф (Чис 33.8)—см. Пи-Гахироф.

Гацар-Аддар (Чис 34.4)—см. Аддар,а.

Гацар-Енан (село источников) (Чис 34.9,10)—город на северной границе земли Ханаанской (в районе Дамаска) (в Иез 47.17; 48.1 назван Гацар-Енон).

Гацар-Енон (Иез 47.17; 48.1)—см. Гацар-Енан.

Гацар-Тихон (Иез 47.16)—город на северной границе земли Ханаанской.

Гацлелпони (1Пар 4.3)—дочь Етама из колена Иудина.

Гацор (селение, огороженное место)—а) (Нав 15.25)—аналог. Адада (в оригинале стоит: «Кириаф-хецрон (иначе Гацор)»);

б) (3Ц 9.15)—см. Асор,а;

в) (Неем 11.33)—город в уделе Вениаминовом (точное положение не известно).

Гацорфий (золотых дел мастер) (Неем 3.31)—профессия Малхии переведена как имя отца (в оригинале: «Малхия, один из золотых дел мастеров»). (См. имя).

Гацор-Хадафа (Нав 15.25)—аналог. Адада.

Гашем (бесполезный) (1Пар 11.34)—Гизонитянин, отец двух или нескольких главных воинов Давида (в этом стихе вместо двоеточия должна быть запятая или точка с запятой—см. Яшен).

Гева (холм) (Нав 18.24; 21.17; 4Ц 23.8; 1Пар 6.60: 8.6; 2Пар 16.6; Езд 2.26; Неем 7.30; 11.31; 12.29; Ис 10.29)—священнический город в уделе Вениаминовом на северо-восток от Рамы и Гивы Вениаминовой (в 1Ц 14.5; 3Ц 15.22 назван Гива, во 2Ц 5.25—Гавая, а в Зах 14.10—Гаваон).

Гевал—а) (Вт 11.29; 27.4,13; Нав 8.30,33)—см. Гаризим;

б) (Пс 82.8; Иез 27.9)—финикийский город, который греки назвали Библос и на месте которого ныне расположен Джубейл (несколько севернее Бейрута). В Нав 13.5 назван «земля Гевла», а в 3Ц 5.18 его жители—Гивлитяне.

Гевер (муж, великий человек) (3Ц 4.19)—сын (потомок) Урия, один из приставников Соломона над провизией.

Гевим (Ис 10.31)—город на север от Иерусалима, поблизости от Анафофа.

Гевла (Нав 13.5)—см. Гевал,б.

Гегай (Есф 2.3,8,15)—царский евнух, смотритель гарема Артаксеркса (Ксеркса).

Гедалия (Иегова велик)—а) (1Пар 25.3,9)—левит, сын Идифума, глава второй чреды певцов;

б) (Езд 10.18)—один из священников, имевших жену иноплеменку.

Гедеон (срубающий) (Суд 6—8; Евр 11.32)—сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, призванный Господом спасти народ от нашествий мадианитян. Он был прозван Иероваалом (см.) после того, как смело разрушил капище Ваала у своего отца. Из добычи, взятой у мадианитян, Гедеон сделал золотой ефод (Суд 8.27), что явилось сетью для него самого и всего его дома. Он был судьей Израиля 40 лет и имел 70 сыновей, но все они погибли.

Гедера (огороженное место, овчарня) (Нав 15.36; 1Пар 12.4)—аналог. Адифаим.

Гедеритянин (1Пар 27.28)—житель или уроженец Гадера (см. Гадер,б).

Гедероф (овчарни) (Нав 15.41; 2Пар 28.18)—аналог. Адифаим.

Гедерофаим (место овчарен) (Нав 15.36)—аналог. Адифаим.

Гедор (стена, укрепление)—а) (Нав 15.58; 1Пар 4.4,18)—город в Иудее севернее Хеврона;

б) (1Пар 8.31; 9.37)—аналог. Авдон,г;

в) (1Пар 12.7)—город (или место) в уделе Вениаминовом.

геенна (Мф 5.22,29,30; 10.28; 18.9; 23.15; Мк 9.43,45,47; Лк 12.5; Иак 3.6)—греческое название долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном), протянувшейся с южной стороны Иерусалима, в которой на месте, называемом Тофет, при царях Ахазе и Манассии сожигались в жертву Молоху дети (2Пар 28.3; 33.6; Пс 105.37-38). Царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (4Ц 23.10), сделал его свалкой, на которой, как говорит предание, всегда горел огонь. В устах Господа это слово употребляется как символ мучения осужденных, адского огня (ср. Мф 18.8). (См. ад).

Гезер (Нав 21.21; 1Пар 6.67; 7.28)—см. Газер.

Гелвуй (пенящийся источник) (1Ц 28.4; 31.1,8; 2Ц 1.6,21; 21.12; 1Пар 10.1,8)—горная цепь в юго-восточной части Изреельской долины в уделе Иссахаровом. Здесь в битве с филистимлянами пали Саул и трое его сыновей.

Гелем (1Пар 7.35)—глава поколения в колене Асировом (повидимому, он же в ст. 32 назван Хофам).

Гелилоф (круги, места) (Нав 18.17)—см. Галгал,г.

Гемаллий (Чис 13.13)—отец (предок) Аммиила (см. Аммиил,а).

Гемам (1Пар 1.39)—один из сыновей (потомков) Лотана, сына Сеира (в Быт 36.22 назван Геман).

Геман (Быт 36.22)—см. Гемам.

Гемария (Иегова совершитель)—а) (Иер 29.3)—сын (потомок) Хелкии, один из посланных царем Седекией в Вавилон, с которым пророк Иеремия передал свое письмо пленникам;

б) (Иер 36.10-12,25)—сын (потомок) Сафана, писец, в комнате которого при доме Господнем были прочитаны слова пророчества об Израиле.

Геннисаретская земля (Мф 14.34; Мк 6.53)—область на северо-западном и западном побережьи Геннисаретского озера. Название местности происходит от названия древнего города Хиннереф (позже—Геннисар или Геннисарет), располагавшегося в районе города Магдалы.

Геннисаретское озеро (Лк 5.1)—см. Галилейское море.

Генуват (кража, похищение) (3Ц 11.20)—сын Адера.

Геон (поток) (2Пар 32.30; 33.14)—источник в начале Енномовой долины на запад от Иерусалима, заперев который, Езекия создал так называемый верхний пруд (Ис 7.3; 36.2). Из него он провел воду в город (4Ц 20.20; Ис 22.11). Ниже в долине был ещё один, нижний пруд (Ис 22.9). Некоторые полагают, что Геон и Гион (см.)—один и тот же источник, вытекающий из восточного склона горы Сион, но это маловероятно. (См. водопровод, Драконовый источник).

Гера (зерно)—а) (Быт 46.21; 1Пар 8.3)—аналог. Ард;

б) (Суд 3.15)—отец (предок) Аода (возможно, предыдущий; см. также Иеминий);

в) (2Ц 16.5; 19.16,18; 3Ц 2.8)—отец (предок) Семея (возможно, предыдущий);

г) (1Пар 8.5)—аналог. Авиуд,в;

д) (1Пар 8.7)—аналог. Ахия,е.

гера (зерно, крупица) (Исх 30.13; Лев 27.25; Чис 3.47; 18.16; 1Ц 2.36; Иез 45.12)—самая мелкая денежная единица и единица веса у древних евреев, равная 1/20 сикля, то есть около 0,6 г. (См. вес, деньги).

Герар (Быт 10.19; 20.1,2; 26.1,6,17,20; 2Пар 14.13)—филистимский город на юг от Газы.

Герара (1Пар 4.39)—некоторые полагают, это Герар (см.), но более вероятно, это другой город дальше на юго-запад по побережью.

Гергесеи (Быт 15.21; Вт 7.1; Нав 3.10; 24.11; Неем 9.8)—одно из хананейских племен. (См. народы древней Палестины).

Гергесей (Быт 10.16; 1Пар 1.14)—один из сыновей Ханаана, сына Хама, родоначальник Гергесеев.

Гергесинская страна (Мф 8.28)—см. Гадаринская страна.

Герсон (1Пар 26.21)—см. Гирсон,а.

Герсонитянин (1Пар 29.8)—см. Иахав,а.

Гесем (Быт 45.10; 46.28,29,34; 47.1,4,6,27; 50.8; Исх 8.22; 9.26)—область в Египте в низовьях Нила, в северо-восточной части его дельты, пригодная для пастбищ и для выращивания овощей (Чис 11.5). До сих пор эта область является самой плодородной частью египетской территории. (См. Раамсес).

Гессур (мост) (Вт 3.14; Нав 12.5; 13.11,13; 2Ц 3.3; 13.37,38; 14.23,32; 15.8; 1Пар 2.23)—провинция Сирии восточнее Васана, доставшаяся в удел полуколену Манассиину, но так им и не завоеванная. Царь этой провинции Фалмай был отцом Маахи, жены Давида, от которой родился Авессалом (во 2Ц 2.9 эта провинция (или часть ее), возможно, названа Ашур). (См. также Сирия).

Гессуряне (Нав 13.2; 1Ц 27.8)—по-видимому, одно из арабских племен, обитавших на юге Палестины.

Геуил (величие Божие) (Чис 13.16)—сын (потомок) Махия, представитель колена Гадова среди разведчиков земли.

Геф (точило, место или пресс для выдавливания сока)—один из главных филистимских городов (1Ц 6.17), расположенный на границе с уделом Иудиным. Часто оказывался в зоне военных действий и, по-видимому, был вскоре разрушен, так как у поздних пророков среди других филистимских городов не упоминается (Соф 2.4; Зах 9.5-6). Из жителей Гефа у Давида был военный отряд из 600 человек (2Ц 15.18). (См. Аведдар, Филистимляне).

Гефер (Быт 10.23; 1Пар 1.17)—один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя, родоначальник одного из арамейских племен.

Гефсимания (пресс для выжимания масла) (Мф 26.36; Мк 14.32)—сад (Ин 18.1) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо напоминает нам о великой душевной скорби и о молитвенной борьбе до кровавого пота нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа со смертью, из которой Он вышел окончательным победителем. Именно здесь было подготовлено основание Его победы, совершенной на кресте. Здесь Он был предан Иудой в руки солдат и народа. После разрушения Иерусалима в 70 г. римляне срубили все деревья вокруг города на большом расстоянии, поэтому от прежней Гефсимании ничего не осталось, но осталось её непреходящее духовное значение.

Гефское орудие (Пс 8.1; 80.1; 83.1)—музыкальный инструмент (возможно, связанный с праздником жатвы, ибо «геф» значит точило, пресс), или особый способ исполнения, или ещё какой-то неизвестный музыкальный термин. (См. музыка).

Геф-Хефер (Нав 19.13)—см. Гафхефер.

Гефянин (2Ц 6.10,11; 15.18,19,22; 1Пар 13.13)—уроженец или житель Гефа.

Гешан (1Пар 2.47)—один из сыновей (потомков) Иегдая из колена Иудина.

Гешем (Неем 2.19; 6.1,2,6)—Аравитянин, возможно, один из местных начальников, противившийся восстановлению Иерусалима.

Гиах (прорывающийся вперед) (2Ц 2.24)—город или местность в районе Гаваона.

гиацинт (От 9.17; 21.20)—драгоценный в древности камень красно-коричневого или красно-жёлтого цвета с блеском как у алмаза, добывавшийся в основном в Эфиопии. В настоящее время слово «гиацинт»—лишь технический термин, означающий поделочные камни с красно-золотистым цветом (циркон, гранат, обожженный аметист). В Иер 10.9 этим словом обозначена одежда багряного цвета. (См. багряница, драгоценные камни, яхонт).

Гиббар (сильный, храбрый) (Езд 2.20)—аналог. Арах,б (в Неем 7.25 стоит: уроженцев Гаваона).

Гива (холм)—а) (Нав 15.57)—город в гористой южной части удела Иудина (он же, видимо, назван Гивея в 1Пар 2.49);

б) (Суд 19.12-16; 20; 1Ц 10.26; 11.4; 13.2; 14.2; 15.34; 2Ц 21.6; 1Пар 12.3; Ис 10.29; Ос 5.8; 9.9; 10.9)—Вениаминова или Саулова, город на север от Иерусалима недалеко от Рамы (в Нав 18.28 назван Гивеаф) (см. холм);

в) (1Ц 14.5; 3Ц 15.22)—см. Гева.

Гиввефон (Нав 19.44; 21.23)—см. Гавафон.

Гивеаф (Нав 18.28)—см. Гива,б.

Гивея (1Пар 2.49)—см. Гива,а.

Гивлитяне (3Ц 5.18)—см. Гевал,б.

Гиддалти (возвеличение) (1Пар 25.4,29)—левит, сын Емана, глава двадцать второй чреды певцов.

Гиддел (возвеличенный)—а) (Езд 2.47; Неем 7.49)—аналог. Аккув,в;

б) (Езд 2.56; Неем 7.58)—аналог. Амий.

Гиддо (3Ц 4.14)—отец (предок) Ахинодава.

Гидеоний (срубание) (Чис 1.11; 2.22; 7.60,65; 10.24)—отец (предок) Авидана.

Гидом (вырезание) (Суд 20.45)—пустынное место севернее Гивы и восточнее Вефиля, куда бежали уцелевшие вениамитяне.

Гиезий (долина видения) (4Ц 4.12,14,25,27,29,31,36,41; 5.20,21,25; 8.4,5)—слуга пророка Елисея.

Гизонитянин (1Пар 11.34)—см. Гашем.

Гилалай (Неем 12.36)—аналог. Азариил,д.

Гиллел (хвала) (Суд 12.13,15)—отец (предок) Авдона.

Гило (изгнание) (Нав 15.51; 2Ц 15.12; 23.34)—город в нагорной части Иудеи, возможно в районе Хеврона.

Гимзо (2Пар 28.18)—город в низменной западной части Иудеи (точное положение не известно).

гин (Исх 29.40; 30.24; Лев 19.36; 23.13; Чис 15.4-7,9; Иез 4.11; 45.24; 46.5,7,11,14)—мера жидких тел, равная примерно 4л. (См. меры).

Гиннефой (садовник) (Неем 12.4)—аналог. Амария,е (в Неем 10.6; 12.16; назван Гиннефон).

Гиннефон (Неем 10.6; 12.16)—см. Гиннефой.

Гион (поток) (3Ц 1.33,38,45)—источник в долине Кедрон севернее Силоамского пруда вне восточной стены Иерусалима (от него впоследствии царь Езекия проложил туннель для подвода воды в город). (См. водопровод, Геон).

Гирзеяне (1Ц 27.8)—одно из арабских племен, обитавших на юге Палестины.

Гирсам (странник, изгнанник) (Исх 2.22; 18.3)—один из сыновей Моисея (в 1Пар 23.15,16; 26.24 назван Гирсон).

Гирсон (изгнание)—а) (Быт 46.11; Исх 6.16,17; Чис 3.17,18,21,23,25; 4.22,24,27,28,38,41; 7.7; 10.17; 26.57; Нав 21.6,27; 1Пар 6.1,16,43,62,71; 23.6,7)—старший сын Левия, родоначальник поколения левитов (в 1Пар 26.21 назван Герсон);

б) (Суд 18.30)—отец (предок) Ионафана из колена Манассиина (по некоторым манускриптам: из потомков Моисея; в таком случае см. след.);

в) (1Пар 23.15,16; 26.24)—см. предыдущ. и Гирсам;

г) (Езд 8.2)—один из глав поколений священников, вышедших из Вавилона с Ездрою.

Гиффаим (два точила) (2Ц 4.3; Неем 11.33)—город в уделе Вениаминовом (точное положение не известно).

Гихон (струя, поток) (Быт 2.13)—одна из рек рая.

Гишфа (Неем 11.21)—аналог. Авда,б.

глагол(ить) (Иов 23.12; Иез 2.1; Мф 17.5; Лк 3.2,22; Ин 6.68; Евр 6.5; 12.25)—слово, известие; говорить слово, возвещать.

Гоаф (Иер 31.39)—место рядом с Иерусалимом (точное положение не известно).

Гоб (2Ц 21.18,19)—см. Газер.

Гог—а) (1Пар 5.4)—аналог. Ваал,д;

б) (Иез 38.2,3,14,16,18; 39.11,15; От 20.7)—князь Роша, Мешеха и Фувала, то есть предводитель диких языческих стран севера (Иез 38.15; 39.2). Его варварские полчища не раз проникали через Кавказские горы и опустошали страны юга. В 626 г. до РХ от одного из таких набегов особенно сильно пострадала Сирия, Палестина и прилегающие страны (Иер 4.6). Варвары дошли тогда почти до Иерусалима. В последнее время они в числе других народов (а может быть и во главе их) предпримут отчаянное наступление на народ Божий (От 20.7). Под словом Рош подразумевают Россию, под словом Мешех—Москву или Московию, а под словом Фувал—племена по берегам Черного моря. (См. Магог, Мешех а, Рош б, Фувал).

Гогам (Нав 10.3)—царь Хевронский, один из союзников Адониседека.

Год (величие) (1Пар 7.37)—аналог. Беера,б.

год (евр. «шанах»—обновляющееся, возвращающееся)—основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по-разному. У евреев после выхода их из Египта год по Божиему повелению (Исх 12.2) стал считаться с месяца Авив (Нисан), который соответствует апрелю. А по возвращении их из вавилонского плена был узаконен так называемый гражданский год, начинавшийся с месяца Афаним (Тишри), который соответствует октябрю. И такое решение было, очевидно, не случайным. В этом месяце заканчивались все полевые работы (Вт 16.13) и все праздники, установленные законом, в этом месяце провозглашался юбилейный год (Лев 25.8-13) и, кроме того, в законе уже были указания на этот месяц, как на конец года (Исх 23.16; 34.22).

В различных странах счет годам велся зачастую самостоятельно от начала правления определенных царей или от известных важных событий и со временем так запутался, что сейчас многие древние события разные исследователи определяют с большой разницей в числе лет (см. также перекрестные ссылки в Приложении 12).

Евреи вели счет годам от рождения патриархов, затем от выхода из Египта, от постройки храма, от начала плена. В годы сирийского владычества они должны были принять Селевкидский календарь (началом которого считался 312 г. до РХ—год покорения Вавилона); затем—Маккавейский, учитывающий древнее летосчисление; затем—римский (берущий за начало отсчета 753 г. до РХ—год основания Рима). В 11 в. у евреев было принято летосчисление от сотворения мира (3761 г. до РХ по раввинскому определению). По этому календарю осенью 1992 г. наступил 5753 год. (См. также РХ).

Ниже приводится список всех лиц, полная продолжительность жизни которых указана в Священном Писании:

Бог ясно указал человеку определенный Им (нормальный) срок его жизни - 120 лет (Быт 6.3), и на это время человек вправе рассчитывать. И это Свое установление Господь никогда после не отменял. Напротив, Он напоминает: «Служите Господу, Богу вашему, и ...число дней твоих сделаю полным.» (Исх 23.25-26). Очевидно, что человек далеко не полностью использует свои дни (ср. Иов 15.32). Например, священник Илий допускал, что жертвы Господни при нем попирались и служение осквернялось (1Ц 2.29), и за это всё потомство дома Илия было обречено доживать только до средних лет (1Ц 2.33). Многие, наверняка, и не знали причины этого. (См. времена, месяцы, праздники, РХ).

Годави (1Пар 5.24)—аналог. Азриил,а.

Годавия—а) (1Пар 9.7)—аналог. Гассенуя;

б) (Езд 2.40)—глава поколения левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем (в Езд 3.9; Неем 12.8 назван Иуда, а в Неем 7.43—Годева).

Годавьягу (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а.

Годева (Неем 7.4)—см. Годавия,б.

Годия (величие Иеговы)—а) (1Пар 4.19)—глава рода в колене Иудином (см. Гарми);

б) (Неем 8.7; 9.5; 10.10)—один из левитов (глава поколения), участвовавший в молитве и призыве заключить договор с Богом, приложивший печать под этим договором и пояснявший закон во время чтения его Ездрой;

в) (Неем 10.13)—аналог. Венинуй;

г) (Неем 10.18)—аналог. Азур,а.

Годолия (Иегова велик)—а) (4Ц 25.22-24; Иер 39.14; 40.5-9,11-16; 41.1-4.6,9,10,16,18; 43.6)—сын (потомок) Ахикама (известного придворного царя Иосии), поставленный Навуходоносором начальником над оставшимся в Иудее народом;

б) (Иер 35.4)—отец (предок) Анана;

в) (Иер 38.1)—сын (потомок) Пасхора, один из князей при дворе Седекии;

г) (Соф 1.1)—сын (потомок) Амории, один из предков пророка Софонии.

Гозан (ущелье, теснина) (4Ц 17.6; 18.11; 19.12; 1Пар 5.26; Ис 37.12)—город и провинция Ассирийской империи при реке Хавор (см.), куда были переселены израильтяне.

год отпущения (Вт 31.10)—см. седьмой год.

Гоим (Быт 14.1,9; Нав 12.23)—слово означает «язычники», «языческий» и, видимо, не есть название города или местности, но их характеристика (то же слово в оригинале стоит и в Ис 9.1). (См. имя).

Голан (выезд, высылка) (Вт 4.43; Нав 20.8; 21.27; 1Пар 6.71)—левитский город и город убежища в уделе Манассиином на восток или северо-восток от Геннисаретского озера.

Голгофа (лоб, череп) (Мф 27.33; Мк 15.22; Ин 19.17)—место вне северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 г. царицей Еленой якобы над гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен, которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскими воротами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающий верхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холме была пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написал книгу Плач Иеремии.

Голиаф (1Ц 17.4,23; 21.9; 22.10; 2Ц 21.19; 1Пар 20.5)—филистимский великан из Гефа, возможно, один из Енакимов (Нав 11.22), пораженный молодым Давидом камнем из пращи (во 2Ц 21.19, по-видимому, описка переписчика, ибо по-еврейски слово «Вифлеемского» читается также, как «Лахмия, брата»—ср. 1Пар 20.5).

голубь—чистая по закону птица. Священное Писание отличает её кротость, незлобивость. Господь и верующим говорит: «будьте ... просты, как голуби» (Мф 10.16). И на Иисуса Христа после Его крещения Дух Святой сошел также в телесном виде голубя (Мф 3.16; Ин 1.32). Закон давал право бедным людям приносить в жертву вместо агнца голубя (Лев 5.7; 12.8), в связи с чем разведение голубей в древней Иудее было распространенным занятием.

Гомер (совершенство) (Быт 10.2,3; 1Пар 1.5,6; Иез 38.6)—сын Иафета, сына Ноя, родоначальник, как полагают, некоторых северных народов.

Гомерь (Ос 1.3)—дочь Дивлаима, блудница, которую пророк по слову Господа взял себе женою.

гомор (Исх 16.16,32.33,36)—мера объема сыпучих тел, равная 1/10 ефы, то есть примерно 2,4л. (См. меры).

Гоморра—один из городов в долине Сиддим, уничтоженных Божиим судом за их крайнюю греховность (2Пет 2.6). (См. Содом).

Гонаф (3Ц 16.21,22)—отец (предок) Фамния.

гора—очень часто в Священном Писании символ высоты, силы, величия (Пс 67.17). В древности люди твердо верили что Бог, как и все их боги, обитает на горах, которые подняты от земли к небу, поэтому и жертвенники и богослужения устраивались на горах и возвышенных местах (ср. Евр 12.22). (См. высоты).

Очень многие великие и славные дела Божии совершались на горах:

Кроме перечисленных выше в Библии упомянуты следующие отдельные горы: Кармил, Ермон, Ор, Хорив, Ливан, Нево, Фасга, Сион.

Горам (возвышение) (Нав 10.33)—царь Газера.

Горенгаатад (Быт 50.10,11)—в еврейском тексте «гумно Атада». (См. имя).

горлица—птица отряда голубиных, несколько меньших размеров, чем голубь.

горнее (Иов 21.22; Ос 11.7; Ам 9.6; Кол 3.1,2)—высшее, верхнее.

горница—верхняя комната (Мк 14.15), верхняя часть постройки (2Пар 3.9).

город—этим словом в Библии обозначается всякое место поселения людей, и большое и малое, поэтому городов в древней Палестине было много. В Нав 15 в уделе Иудином, который с севера на юг занимал не более 70 км а с запада на восток—не более 60 км, только по названиям перечислено 92 города кроме тех, которые в ст. 45-47 названы просто городами. Таким образом, в этом уделе каждый город должен был отстоять от другого в среднем не более, чем на 2-3 км. Некоторые города были, повидимому, очень небольшими (Суд 9.51) и большинство из них не были совсем защищены, зато некоторые были очень хорошо защищены стенами, башнями, рвами, неприступными скалами. Такими были Иерусалим, Иерихон, Лахис, Тир и др. (по свидетельству Иосифа Флавия Навуходоносор 15 лет осаждал Тир и не смог его взять, после чего пошел в Египет, чтобы грабежом удовлетворить свои измученные войска—Иез 29.18).

Первые же города, построенные людьми, были предназначены для самопрославления человека (Быт 4.17; 11.4-9). В городах, построенных Нимродом (Быт 10.10-12), впервые возникло и распространилось идолопоклонство. Города всегда этим особенно отличались и их общий характер не изменился до сих пор. Евреи долго не жили в городах и не стремились к этому (Неем 11.2), но когда обосновались в них, стали такими же идолопоклонниками, как и прочие народы (4Ц 17.7-8).

города убежища—см. убежища города.

город великий—а) (Ион 1.2; 3.3)—Ниневия;

б) (От 11.8; 16.19)—Иерусалим в земном, греховном смысле;

в) (От 14.8; 17.18; 18.10,16,18,19,21)—Вавилон, как символ нечестия и греха;

г) (От 21.10)—новый Иерусалим.

город великого Царя (Пс 47.3; Мф 5.35)—Иерусалим.

город Господа (Ис 60.14)—Иерусалим, в котором слава Господа (Иез 48.35).

город Давидов—а) (2Ц 5.7,19; 3Ц 2.10; 8.1; 1Пар 11.5,7; 15.1,29; 2Пар 8.11; 9.31; Ис 22.9)—крепость Сион, составившая позже юго-западную часть Иерусалима (см. Иерусалим, Сион,б);

б) (Лк 2.4,11)—Вифлеем.

город Иудин (2Пар 25.28; Лк 1.39)—Иерусалим.

город истины (Зах 8.3)—Иерусалим.

город кровей (Иез 22.2; 24.6,9; Наум 3.1)—Иерусалим (ср. 4Ц 24.3,4).

город Нахора (Быт 24.10)—см. Харран.

город Пальм (Вт 34.3; Суд 3.13)—Иерихон (во 2Пар 28.15—город пальм). В Суд 1.16, по-видимому, имеется в виду Енгедди.

город правды (Ис 1.26)—Иерусалим.

город престольный (Есф 3.15; 8.14; 9.11,12)—Сузы, столица Персии (точнее—летняя резиденция персидских царей).

город Самарянский (Мф 10.5)—Самария (страна).

городские ворота (4Ц 23.8)—неизвестные ворота древнего Иерусалима. (См. ворота).

город солнца (Ис 19.18)—один из египетских городов—Гелиополис (во многих манускриптах: «город разрушения»).

горшечник (1Пар 4.23; Пс 2.9; Ис 45.9; Иер 18.2; 19.1,11; Плач 4.2; Мф 27.7,10; Рим 9.21)—мастер по изготовлению глиняной посуды, которая была в древности наиболее распространенной. Для горшечника характерно то, что его материал—глина абсолютно, буквально послушна его рукам.

горькая вода (Чис 5.18,19,23,24,27)—вода, приготовляемая священником для испытания жены, на которую у мужа возникло подозрение в неверности.

горькие травы (Исх 12.8; Чис 9.11)—например, листья цикория, которые по закону евреи должны были есть с Пасхою в память о своих страданиях в египетском плену. Они были также символом будущих страданий Спасителя.

горячка (Лев 26.16; Вт 28.22; 32.24; Мф 8.14; Мк 1.30; Лк 4.38; Ин 4.52; Деян 28.8)—острая форма лихорадки (но, возможно, и другие болезни).

Господи—принятая в русском языке форма обращения к Богу. В некоторых местах Библии этим словом переведено и просто обращение «господин» (Мф 25.11, ср. 21.30; Ин 4.19), которое в старину люди на востоке неизменно употребляли в отношении более знатного, старшего или обладающего властью. В Мф 8.2; 13.51; Лк 5.8 (ср. 5.5), 9.57; Ин 5.7; 9.36 (ср. 9.38) это обращение к Иисусу в оригинале также не есть обращение к Богу, но только как к Учителю и Пророку. (См. Господь).

господства (Еф 1.21; Кол 1.16)—духовные силы. (См. власть).

Господь—см. Бог. Словом «Господь» (Адонаи), начиная с 3 в. до РХ, заменялось имя «Иегова» при чтении священных текстов из страха произносить само имя Вседержителя. Освященное употреблением этого имени Самим Господом, оно стало Его именем, неразрывно связанным в сердцах верующих с образом Спасителя (относительно Исх 32.5 см. Ваал,а). В Мф 25.11; Рим 14.4 в оригинале стоит «господин». (См. Господи).

гостиница (Лк 2.7; 10.34,35)—дом для ночлега. Как и большинство домов древнего востока представляла собой постройку с двором внутри, помещениями для складов и скота внизу и для людей—над ними, на галерее. Гостиницы строились у дорог (каравансараи) и были немногочисленны. В них часто царили грубость и нечистота, поэтому большинство путников пользовались гостеприимством частных домов, которое всегда было распространено и высоко почиталось на востоке.

гофер (Быт 6.14)—название дерева (материала), из которого Ной построил ковчег. Значение слова не ясно (возможно, означает просто «смолистое дерево»).

Гофир (1Пар 25.4,28)—левит, один из сыновей Емана, глава двадцать первой чреды певцов.

Гофолия (Иегова велик) (4Ц 8.26; 11.1-3,13,14,20; 2Пар 22.2,10,11,12; 23.12,13,21; 24.7)—дочь Амврия, жена Иорама, царя иудейского. Способствовала сильному распространению идолопоклонства в Иудее. После смерти Охозии (ее сына), она истребила всех его потомков (кроме Иоаса, спасенного Иосавефою) и захватила власть.

Гофониил (лев Божий) (Нав 15.17; Суд 1.13,14; 3.9,11; 1Пар 4.13)—сын (потомок) Кеназа, брат Халева (в русской Библии ошибка перевода—см. Библия), первый судья Израиля.

Гошаия (Иегова спасает)—а) (Неем 12.32)—аналог. Азария,ц;

б) (Иер 42.1)—отец (предок) Азарии (см. Азария,ч) (в 4Ц 25.23 назван Маахитянин, в Иер 40.8—Махафа, а в Иер 43.2—Осаия).

Гошама (1Пар 3.18)—один из сыновей Иехонии, царя иудейского.

Гошен—а) (Нав 10.41; 11.16)—область в юго-западной части Иудеи;

б) (Нав 15.51)—аналог. Афека.

град Божий (Пс 45.5; 86.3)—Иерусалим.

грамота (грамотность)—см. ученость.

гранатовое дерево (Вт 8.8; 1Ц 14.2; Иол 1.12; Агг 2.19)—дерево из породы миртовых с красноватой корой, ярко-красными цветами без запаха и сочными плодами (гранатами) в жесткой кожуре.

гранатовые яблоки (по-евр. «риммон») (Чис 13.24; 20.5; 3Ц 7.18,20; 4Ц 25.17; Песн 4.3,13; 6.7,11; 7.13; 8.2; Иер 52.22,23)—плоды гранатового дерева (гранаты), высоко ценившиеся на востоке в древности.

грех—это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Слова в Быт 1.28, переведенные в русской Библии как «плодитесь, размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь и умножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла—Быт 2.16-17, и обладая бессмертием—Быт 2.9,16, которое, согрешив, человек потерял—Быт 3.24). Ясно, Бог хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и добровольный выбор (Ек 7.29). Некоторые спрашивают, почему же Бог не закрыл этот путь? Но тогда разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность украсть, разве обязательно нужно красть? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог хочет иметь дело с личностью, способной сделать правильный выбор, имея все возможности. У Бога, возможно, был Свой, может быть, длительный, но благодатный план приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой, быстрый путь сравняться с Богом (Быт 3.5) через чувственное познание, поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им вошла и смерть (Рим 5.12). Все сделались грешниками (3Ц 8.46; Пс 142.2; Ек 7.20). Человек продолжает грешить, постоянно уклоняясь на свою дорогу (Ис 59.2; 1Ин 3.4). Грехом называется также и каждое отдельное преступление заповедей Божиих. Нужно понимать, что всякий человек является грешником не потому, что он грешит, но он грешит потому, что он грешник от рождения, по наследству и другим он здесь на земле быть не может. Даже если человек это сознает, он не может искупить себя из рабства греха собственными силами, ибо ничего, как раб греха, своего он не имеет, чтобы заплатить за это искупление. Только веруя в искупление, совершенное ради спасения избранных ценой невинной Крови Иисуса Христа, человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех» обозначается одним словом (2Кор 5.21) и в этом смысле нужно понимать Быт 4.7. (См. воля человека, закон, искупление, спасение).

Греция (Дан 8.21; 10.20; 11.2)—небольшая страна в юго-восточной части Европы. Находясь на побережье Средиземного моря, и являясь главным торговым маршрутом древности, она получила быстрое развитие. Как мировая империя Греция установилась в процессе так называемых Персидских войн (500-336 гг. до РХ). Александр Великий своими блестящими победами (336-323 гг. до РХ) покорил себе почти весь известный тогда мир и, как рассказывают историки, дойдя до Индии плакал, что больше нечего было завоевывать. Греческий язык стал мировым. Греческая философия и культура, расцвет которых пришелся на тот же период, оказали неизгладимое влияние на ход всей мировой истории и развитие многих соседних (особенно европейских) народов. Греция названа Иаван в Иез 27.13 и Иония—в Зах 9.13. (См. Афины, Ахаия, Еллин, Македония).

греческий язык (Ин 19.20; Деян 21.37; От 9.11)—см. язык.

гриф (Лев 11.13; Вт 14.12)—нечистая по закону птица из породы хищных, крупная размерами и неприятная на вид. Питается падалью, отбросами.

гроб(ница)—место захоронения, погребения. Гробы часто устраивались в естественных углублениях земли, пещерах или вырубались в сплошной скале. В таком гробе Иосифа из Аримафеи, находившемся в саду близ Голгофы, был положен Господь. Гроб этот представлял собой помещение, как бы комнату, размерами 3м на 4м и высотой 2м, в глубине которой по бокам были два возвышения, как бы ложа, на одном из которых и было положено тело Иисуса, обвитое по иудейскому обычаю пеленами. Вход в гроб для предохранения от зверей всегда плотно закрывался тяжелым камнем. Для погребения царей и богатых людей строились гробницы аналогичные по конструкции, но богато украшенные. (См. погребение).

грядый (Лк 13.35)—грядущий (от старослав. грясти—приближаться, приходить, неожиданно появляться).

Гудгод (Вт 10.7)—аналог. Алуш (в Чис 33.32,33 назван Хор-Агидгад).

гумно—площадка на ровном и открытом месте для вымолачивания и вывеивания зерна, а также для временного хранения снятого урожая (снопов).

Гуни (расписанный, раскрашенный) (Быт 46.24; 1Пар 7.13)—один из сыновей (потомков) Неффалима (в Чис 26.48 назван Гуний).

Гуний (расписанный, раскрашенный)—а) (Чис 26.48)—см. Гуни;

б) (1Пар 5.15)—аналог. Авдиил,а.

Гур (жилище) (4Ц 9.27)—место близ Ивлеама в Изреельской долине.

Гур-Ваал (жилище Ваала) (2Пар 26.7)—место на юге Палестины (точное положение не известно).

гусли—этим словом переведено название некоего струнного музыкального инструмента (по-евр. киннор), изобретенного ещё в глубокой древности (Быт 4.21) и похожего, как полагают, на арфу (см.). Во многих местах упоминается вместе со свирелью. (См. музыка).

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>